Железные дороги оказывают и опосредованное влияние на ландшафты. Еще в первой половине XX в., не говоря уже о более отдаленном прошлом, любая вновь проложенная транспортная магистраль вносила изменения в сложившуюся систему расселения. В гл. 7 уже шла речь о том, как сооружение ладожских каналов стимулировало развитие городов Новая Ладога и Шлиссельбург. Считается, что железные дороги обладают ббльшим «потенциалом гр
 
С мнением выдающегося отечественного историка В. О. Ключевс - кого, приведенным в одном из эпиграфов к этой главе, можно спорить. Но если попытаться прикинуть площадь лесов, когда-либо подвергавшихся подсеке на территории Европейской России, то получится величественная картина многовекового сражения, при котором лес истреблялся самыми варварскими способами. Это был тяжелейший труд, однако количественные его оценки у
 
Режим водохранилищ зависит от состояния подпирающих инженерных сооружений. После демонтажа большинства малых ГЭС многие плотины, перестав функционировать в заданном режиме водорегу - лирования, начали разрушаться. В случае же, если плотины были превращены в «глухие» перемычки, подпертые ими водоемы стали интенсивно зарастать. Такая участь, например, постигла протоку из оз. Гусиного в оз. Отрадное, имеющую падение уро
 
С созданием новых видов оружия, прежде всего дальнобойной артиллерии, появилась необходимость в полигонах гораздо большей площади, нежели Красносельский, расположенный к тому же в густонаселенном районе. Такое «свободное место» было выбрано к северо-востоку от Петербурга, восточнее р. Охты, в малонаселенном и заболоченном Юго-Западном Приладожье. Артиллерийский полигон возник, по-видимому, на базе военного поселения
 
Процессы эволюции бортов и днищ заброшенных гранитных карьеров, как было показано выше, принципиально не отличаются от разрушения и зарастания естественных поверхностей кристаллических пород. Специфика субстрата, как и на песках, обусловливает здесь довольно ограниченное видовое разнообразие. Однако из-за больших уклонов бортов карьеров процессы их освоения растительностью будут идти медленнее, чем зарастание поверхн
 
В моем распоряжении были обработанные Е. А. Балашовым актовые материалы 1559 г. по одному из приходов Шведо-Карелии — Кивеннапа, примыкавшему к р. Сестре — границе с Московской Русью. Из 54 деревень волости Кивеннапа, существовавших в 1939 г., только об 11 нет никаких сведений в середине XVI в. Это позволяет говорить о большой длительности существования системы расселения района. В 16 деревнях, по которым есть количе
 
Сторонником точки зрения о стабильности болот был А. А. Ницен - ко, который считал, что в современных условиях Ленинградской обл. заболачивание суходолов не играет роли и сводится к вспышкам во влажные периоды. По его мнению, наиболее интенсивно заболачивание суши происходило в атлантическом периоде, после чего площадь болот заметно не увеличилась. Это противоречит данным, полученным Г. А. Елиной с соавторами для Южн
 
Очевидно, что в данный период основным фактором изменения ландшафтов было сельское хозяйство. При достигнутом уровне агротехники и близкой к максимальной площади постоянно культивируемых земель экстенсивное сельское хозяйство постепенно сменялось интенсивным - повышением урожайности угодий при их более или менее постоянной площади. Подобный характер использования земли был закреплен окончательно сложившейся в первой
 
Как мы видели, железнодорожная сеть региона все время изменялась, причем эти изменения были связаны не только с увеличением числа и протяженности линий. Еще более «подвижны» безрельсовые пути. Появление автомобиля и превращение его в одно из основных транспортных средств придало развитию дорожной сети невиданное прежде ускорение. В течение XX в. на автодорогах с твердым покрытием брусчатку почти полностью заменил асф
 
К интенсивным воздействиям на ландшафты в послевоенный период относятся гидротехнические сооружения и открытые разработки минерального сырья. Строительство гидроэлектростанций на крупных и средних реках сопровождалось изменениями их уровенного режима и созданием водохранилищ. Наиболее крупное из них — Нарвское — имеет площадь почти 200 км2. В то же время были заброшены десятки малых ГЭС, особенно на Карельском переше