Завершающий этап подстоличного развития назван индустриальным, так как развитие тяжелой промышленности — его существенная особенность. Но не единственная. Экономическое развитие пореформенной России было очень динамичным, и одним из проявлений этой динамичности стало бурное строительство железных дорог. Достаточно сказать, что основная железнодорожная сеть региона сложилась в период между 1851 г. и 1917 г., когда завершилось строительство дороги Петербург — Хиитола. Железные дороги дали толчок дальнейшему освоению территории, ее индустриализации и урбанизации. Некоторые прижелезнодорожные поселки в советское время стали промышленными центрами.
Реформы 1860-х гг. привели к перераспределению земель между владельцами. В столичной губернии бблыпая часть сельскохозяйственных земель оказалась в пользовании крестьян. Леса, в основном высокого качества, были сосредоточены в руках дворянства и купечества. Складывающиеся капиталистические отношения в землевладении и землепользовании, формирование рынка купли-продажи земли обусловили существенные изменения внешнего облика ландшафтов.
Во второй половине XIX в., в связи с увеличением спроса на лесоматериалы, происходил подъем лесопильной промышленности в Петербургской и Выборгской губерниях. Среди лесопромышленников развернулась острая конкуренция за рынки сырья, началась массовая скупка и сведение лесных массивов. Обезлесению территории в некоторой степени способствовало и развитие сельского хозяйства. Под влиянием огромного петербургского рынка, а также неурожайных лет 1867—1868 гг сельское хозяйство Финляндии, в особенности на Карельском перешейке, стало быстро развиваться в молочно-животноводческом направлении. При этом сводился лес на землях, представлявших ценность как угодья для выращивания кормовых трав. С этой же целью осушали низинные болота и даже спускали мелкие озера.