europan10378 Укрепления Карельского пе­решейкаВ отличие от знаменитых на весь мир укреплений Карельского перешейка, полигону, который сооружался на южном берегу Финского залива — на Кургальском и Сойкинском полуостровах, — не пришлось «прославиться». Тем не менее следы этого недолго существовавшего укрепленного района хорошо сохраняются в современных ландшафтах. По косвенным данным, наиболее интенсивное строительство развернулось на полуостровах с 1934 г., хотя подготовка к нему несомненно велась и раньше. Так, еще в 1931 г. была проложена железная дорога Котлы — Усть-Луга, по которой пошел основной поток военных грузов и строительных материалов.

На строительстве полигона широко использовался труд заключенных, которые содержались в основном в лагере, развернутом севернее железнодорожной станции Косколово. Судя по характеру сооружений, полигон планировался, в отличие от оборонительных укреплений Карельского перешейка, как плацдарм для наступательных операций. Напомню, что его территория вплотную примыкала к тогдашней западной границе СССР. Отсутствие доступа к соответствующим архивным материалам не позволяет охарактеризовать все замыслы и масштабы этой крупнейшей по тому времени стройки. Можно оценить лишь то, что сохранилось до наших дней, основываясь на данных полевых исследований 1994-1997 гг., анализе топографических карт разного времени и некоторых других материалов.

Кроме рельсовых путей, было построено большое количество автомобильных дорог, в основном «ворошиловских» . Дорожная сеть образовала два неправильных кольца, опоясывавших каждый из полуостровов, с соединением между ними и многочисленными боковыми ответвлениями. Часть дорог сейчас покрыта асфальтом, на других сохранилось брусчатое покрытие 1930-х гг. Для столь масштабного дорожного строительства разрабатывалось несколько песчаных и песчано-гравийных карьеров. Наиболее крупный из них — на западе Кургальского полуострова — разрабатывается и сейчас.