Рассмотрим теперь изменения ландшафтов при добыче фосфоритов — сырья, которое начали разрабатывать в регионе только в 1960-е гг. Однако эти разработки за 20-25 лет полностью преобразили ландшафты между двумя древними городами — Ивангородом и Кингисеппом.
До начала 1970-х гг. добыча фосфоритов из отложений ордовика велась в нескольких карьерах, располагавшихся между р. Лугой и шоссе Ленинград — Таллинн. Часть выработанных карьеров была впоследствии занята сооружениями комбината «Фосфорит». Здесь же разместили отвалы отходов производства фосфатных удобрений и отстойники загрязненных вод. Кроме того, в выработанных карьерах образовалось несколько десятков узких и вытянутых водоемов, простирающихся в направлении восток-запад. В настоящее время эти пруды интенсивно зарастают водными макрофитами: нередко ряска покрывает до 100% водной поверхности. На перемычках между водоемами растут мелколиственные деревья.
Более масштабные разработки развернулись в 1970-е гг. к югу от железной дороги и шоссе на Таллинн. В настоящее время карьеры и отвалы занимают здесь полосу шириной 1 —2 км и длиной до 12 км. Основные направления расширения карьеров — на юг и запад. При расширении разработок в южном направлении существует опасность прорыва вод Нарвского водохранилища; ныне берега водоема всего на 5— 6 км отстоят от южных бортов карьеров. В силу неблагоприятных гидрогеологических условий добыча фосфоритов ведется при постоянной откачке воды. Поскольку фосфоритсодержащие слои залегают не у самой поверхности, для добычи сырья требуется снять довольно мощный слой вскрышной породы, состоящей в основном из валунного карбонатного суглинка и известнякового щебня. Отвалы вскрыши и пустой породы, подготовленные к рекультивации, имеют вид гряд высотой 1— 15 м и длиной до 0,5 км, со склонами средней крутизны и выположен — ными вершинами. Такие техногенные «увалы» располагаются на протяжении десятка километров вдоль шоссе Петербург—Таллинн.