Данные табл. 19 не претендуют на исчерпывающую полноту, поскольку нередко от прежней деятельности по спрямлению участка какой-либо реки не остается никаких следов, в том числе и на картах. Наиболее крупные лесосплавные каналы показаны также на рис. 23. Молевой сплав леса на реках нашего региона уже несколько десятилетий запрещен. Современное состояние бывших сплавных каналов различное; иногда они продолжают дренировать территорию, но чаще почти полностью заросли макрофитами и превратились в слабопроточные водоемы.
В заключение этого раздела нельзя не сказать о проектах сооружения новых водных путей, которые были осуществлены не до конца либо вовсе остались на бумаге. В России сложилась традиция приписывать многие из подобных проектов Петру I, учитывая увлечение императора гидростроительством. Местные жители и туристы нередко именуют даже едва выраженные канавы «петровскими каналами». Подобные названия попадают в краеведческую да и в научную литературу, не будучи подтвержденными документально.
С учетом сказанного и не обсуждая возможное авторство той или иной коронованной особы, упомяну несколько таких проектов. Один из них восходит к началу XVIII в. и ставил своей целью соединение Ладоги и Невы по следующему пути: р. Морье — оз. Хепо-ярви — р. Охта — р. Нева. С этой целью водораздельное оз. Хепо-ярви соединили небольшими каналами с р. Морье и маленьким оз. Веро-ярви, из которого в свою очередь вытекал ручей, впадавший в Токсовскую протоку — левый приток Охты. Использовалась ли когда-нибудь эта «система» для навигации — неизвестно. В настоящее время оба канала не функционируют и наполняются водой только в периоды снеготаяния; на канале из Хепо-ярви в Морье в последние 20 лет устроена «глухая» перемычка.