В те далёкие времена татарских набегов и непрекращающихся войн, в эпоху, когда междоусобные столкновения были частью повседневной жизни, каждый желавший стать торговым город, обязан был на первый план поставить безопасность приезжих купцов и своих граждан.
Особенно ярко это можно увидеть на примере Станислава Жолкевского (1547 – 1620). Став новым владельцем небольшого селения Винники, он решает превратить его в фамильную резиденцию и первостепенной задачей считает обеспечение безопасности. Для разработки плана, он нанимает Павла Щенстивого ( — 1610) – одного из лучших архитекторов Восточной Польши.
Автору так и не удалось увидеть как его идея воплотится в жизнь. Но с его смертью работа над проектом не была остановлена. В считанные годы (1613-1621) план идеального города обретает свою материальную форму. Так на свет появился укреплённый центр будущего города Жолквы, особенностью которого являлось то, что при строительстве каждого здания учитывалось не только его гражданское предназначение, но и возможность выполнения им оборонных функций, что было крайне необходимо в те неспокойные времена.
Строительство башни-колокольни стало одним из самых уникальных решений в истории градостроительства. Ввиду близости узла западной обороны, занимавшегося обороной главных городских ворот (через которые лежал путь к столице государства), и здания колокольни костела святого Лаврентия было решено объединить их.
Четыре века эта башня-колокольня разделяла судьбу главного храма и города. На своём веку она пережила пик развития Жолквы при Яне III в конце XVII столетия, ставшей тогда королевским городом; неумолимый огонь пожарищ 1691, 1699, 1717, 1833 гг.; её гражданство менялось на польское, австрийское, украинское… чтобы застать упадок «идеального города», который начался в 1787 году со снесения уже неактуальных на тот момент укреплений и завершился полным уничтожением огромного числа кварталов в годы Второй мировой войны.
Сегодня бывшая некогда идеалом военной, инженерной и градостроительной мысли башня-колокольня архитектурного комплекса костела святого Лаврентия исполняет свою заложенную изначально мирную миссию, которая заключается в духовном воззвании к сердцам ее паствы. Для тех же, кто знает её историю она остаётся грозным напоминанием о великой воинской славе королевского города, с честью выстоявшего в те времена, когда мирное время казалось лишь несбыточной мечтой.