c5e92dbd 2702 4c17 a1a6 616c4dc74a68 635676705212627375 Малый Эрмитаж

Место для увеселений в близком кругу

ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1764-1775 годы

СТИЛЬ: классицизм

Одним из украшений Малого Эрмитажа был висячий сад.

Здание Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге сложно не заметить с противоположного берега Невы: слева от Зимнего дворца бросается в глаза его узкий фасад всего в девять окон. С Зимним дворцом и расположенным еще левее светло-желтым зданием Большого Эрмитажа он связан изящными галереями и оказывается в выигрышном положении геометрического центра композиции.

ВИСЯЧИЙ САД

В мае 1764 года будущая императрица Екатерина II пребывала в Москве на торжествах в честь своей коронации. Одним из важных дел в те дни оказалось… утверждение проекта висячего сада для Эрмитажа, скорее, павильона, а не дворца, предназначенного для встреч и развлечений в узком кругу. С южной стороны от сада, со стороны Миллионной улицы, располагались комнаты графа Орлова. Вот так — с сада, а не со здания — начиналась история Малого Эрмитажа. По сути, он представлял собой второй этаж здания без крыши (позже превращенный в оранжерею). Высокие стены загораживали сад от ветра со всех сторон, а повышенная влажность благодаря близости к Неве также способствовала мягкому микроклимату. В результате к восторгам посетителей весна в саду Малого Эрмитажа наступала заметно раньше, а осень — позже, чем в остальном Петербурге.

ПЛАНИРОВКА МАЛОГО ЭРМИТАЖА

Обустройство Малого Эрмитажа по проекту Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота начал в 1764 году Юрий Матвеевич Фельтен, который был помощником Растрелли во время строительства Зимнего дворца. Интересно, что впоследствии Фельтен построил и соседнее здание — Большой Эрмитаж, а также соединяющий его с Эрмитажным театром мост через Зимнюю канавку.

Южный павильон, иначе именовавшийся Фаворитским, после Орлова занимал Потёмкин. Северный павильон состоял из нескольких помещений, где Екатерина устраивала увеселительные вечера в небольшом кругу придворных. Они назывались малыми эрмитажными собраниями, что и дало имя всему зданию.

Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа расположены параллельно Неве. По краям их соединяют галереи, образуя длинное каре, где и размещался сад. Выходящий на Неву фасад выполнен в классицистическом стиле. Северный павильон в 1858 году перепланировал Андрей Иванович Штакеншнейдер, создав удивительный эклектичный интерьер, восхищавший современников. Смешение блеска хрустальных люстр, фонтанов, мозаик и редких произведений искусства (например, именно там выставлены знаменитые часы «Павлин») дополнялось взаимоисключающими видами: в окнах одной стороны простиралась холодная Нева, а за противоположными окнами была экзотическая тропическая оранжерея. Князь Сергей Михайлович Волконский оставил эмоциональное описание этого чуда.

b2d44a7e a831 4eae 80a5 f2030e6e9b67 635676705393275693 Малый Эрмитаж

ЧАСЫ «ПАВЛИН»

Уникальная механическая драгоценность Малого Эрмитажа — часы «Павлин» — до сих пор в рабочем состоянии. Это единственное сохранившееся изделие XVIII столетия такого рода. В 1777 году князь Потёмкин, фаворит Екатерины II, заказал их английскому ювелиру Джеймсу Коксу для императрицы. В 1781 году их привезли в Петербург в разобранном виде, и собрать их сумел знаменитый российский мастер Иван Петрович Кулибин. Часы, детали которых были покрыты серебром и позолотой, приводили современников в восторг. Современник Пушкина поэт Глебов даже посвятил «Павлину» стихи, неплохо описывающие не только вид, но и работу механизма.

Сейчас в Малом Эрмитаже размещается часть экспозиции музея. Кроме чудесных часов «Павлин» в Павильонном зале в Западной галерее можно полюбоваться коллекцией декоративно-прикладного искусства Западной Европы XII-XV веков, а также нидерландской живописью эпохи Возрождения.

Фасад здания со стороны Невы украшает скульптурная группа из Флоры и Помоны.

ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 36; Миллионная ул., д. 37

В НАШИ ДНИ: филиал Государственного Эрмитажа.