2074894a 63de 4e45 9cb2 9e1078d0e38a 635676724961482062 Здание Биржи. Античное величие на берегах Невы

ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1805-1816 годы

СТИЛЬ: ампир

Простотой и правильностью пропорций, могуществом и монументальностью здание Биржи напоминает античный храм.

Центральное место в архитектурном ансамбле на стрелке Васильевского острова занимает здание Биржи, возведенное в стиле высокого классицизма. Главные отличительные черты всех построек комплекса — простота и четкость линий, строгая симметрия и практически полное отсутствие декора, что создает впечатление монументальной, поистине античной величественности.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТОМА ДЕ TOMOHA

Первые попытки благоустроить стрелку Васильевского острова были сделаны в 1783 году, когда появилось несколько зданий по проекту Джакомо

Кваренги. Тогда же начали возводить и овальное здание Биржи. Однако этому сооружению не суждено было достроиться: его признали неудачным и в 1804 году разобрали. Дальнейшей застройкой занимался Жан Франсуа Тома де Томон.

Ядром композиции стало строгое классицистическое здание Санкт-Петербургской биржи. Перед ним создали насыпь, на которой расположилась площадь, полукружием врезавшаяся в Неву и оборудованная спуском к воде. Завершали композицию две величественные ростральные колонны и симметрично расположенные складские помещения — пакгаузы. Последние достраивал архитектор Иван Францевич Лукини.

ЗДАНИЕ БИРЖИ -ДОМИНАНТА КОМПЛЕКСА

Официальное открытие биржи состоялось в 1816 году. По форме оно напоминает античный храм. На высоком массивном гранитном цоколе по периметру здания располагается колоннада строгого дорического ордера. Над входом размещена скульптурная группа, в центре которой — морской бог Нептун. В одной руке он держит трезубец, а другой, простертой вперед, благословляет мореплавателей. Колесница морского божества запряжена фантастическими морскими конями. Справа и слева от Нептуна находятся мужская и женская фигуры, изображающие Неву и Волхов — судоходные реки, которые связывают Россию с морем. С другой стороны здания установлена еще одна скульптурная композиция: Навигация в короне в виде городской башни и со щитом, на котором изображен герб России, а у ее ног — бог торговли Меркурий.

Перед началом Второй мировой войны здание Биржи передали Центральному военно-морскому музею, в коллекции которого множество потрясающих экспонатов, включая ботик Петра I. В начале XXI века городская администрация предполагала вернуть зданию его историческую функцию, но в 2013 году все же передала Эрмитажу с целью создания нового музея.

e351fa48 c824 422c b3f1 3c95be5d2102 635676725378314795 Здание Биржи. Античное величие на берегах Невы

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ КАК СИМВОЛ ПОБЕД НА МОРЕ

Ростральные колонны получили свое название из-за того, что в них вмонтированы ростры (в переводе с латыни rostrum — «нос корабля»). Возведение подобных колонн имеет древнеримское происхождение. Первоначально этой деталью захваченных вражеских кораблей римляне украшали трибуну для ораторов, что наглядно свидетельствовало о силе Рима. Такая трибуна называлась «ростра». Первая ростральная колонна была установлена также на Римском форуме, в честь победы над Карфагеном в первой Пунической войне. Классицизм, тяготевший к античным образцам, вернул жизнь обычаю возводить подобные колонны в честь морских побед.

В XIX веке колонны на Васильевском острове использовались как маяки, служившие ориентиром для морских судов. Внутри каждой из колонн есть лестница, ведущая на верхнюю площадку, расположенную на высоте более 30 метров. На этих площадках и жгли сигнальные огни, в качестве горючего используя масло. В конце XIX века была сделана попытка применять для этих целей электричество, но эксперимент прекратили из-за экономической нецелесообразности. С середины XX века на ростральных колоннах зажигают огни с использованием газа, но теперь это делается только по большим праздникам.

Важным элементом декора колонн являются не только ростры, но и скульптуры, попарно украшающие их основания, авторства французских скульпторов Жана Камберлена и Франсуа Тибо. В Петербурге распространено мнение, что эти фигуры являются аллегориями главных российских рек — Невы, Днепра, Волхова и Волги, но сам автор архитектурного ансамбля в своих записках отметил, что это символы богов моря и коммерции.

Традиция возводить ростральные колонны корнями уходит в древнеримские времена.

До начала XXI века в здании биржи находился Центральный военно-морской музей.

ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Биржевая пл., д. 4

В НАШИ ДНИ: филиал Государственного Эрмитажа.