ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1766-1781 годы
СТИЛЬ: классицизм
Большой Гатчинский дворец сочетает классицистический стиль и средневековые черты
В 1783 году великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, поселился в Гатчине и проводил здесь больше времени, чем в Петербурге. Поэтому он уделял большое внимание обустройству своей гатчинской резиденции, которую иногда называют Павловским Версалем. Проводились масштабные работы по украшению парка павильонами, беседками, арками. Насыпались террасы, возводились набережные каналов и прудов, обустраивались целые острова. Специально создавались смотровые площадки, с которых с максимально выгодного ракурса можно было любоваться архитектурными сооружениями на фоне водной глади.
ДВОРЕЦ ФАВОРИТА И ЗАМОК НАСЛЕДНИКА
В один прекрасный день знаменитый французский философ Жан-Жак Руссо получил от своего друга письмо: «Мне вздумалось сказать вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности…» Этим другом, счастливым обладателем столь райского уголка, был не кто иной, как граф Григорий Орлов. Получив Гатчину в подарок от императрицы Екатерины II, граф в 1766 году приступил к строительству дворца, который, в соответствии с его эпатаж-ной натурой, без затей назывался «увеселительный замок».
Работы были поручены талантливому итальянскому архитектору Антонио Ринальди, который к тому времени уже имел опыт строительства дворцов в Ораниенбауме. Зодчий выполнил все пожелания заказчика, создав не только дворец, но и элементы паркового ансамбля, включая грот «Эхо» с подземным ходом, обелиск в честь победы при Чесме и колонну «Орел» в честь графа. Из Царского Села были выписаны садовники для разбивки парка.
В Гатчине часто бывала императрица. После смерти Орлова она выкупила у наследников имение и подарила своему сыну Павлу. Живя здесь, Павел хотел превратить Гатчину в свою крепость, сформировал особые «гатчинские войска» по прусскому образцу, построил несколько земляных укреплений и даже каменный бастион — Екатеринвердер. Замок был окружен рвами с водой и несколько перестроен по проекту другого итальянского архитектора, Винченцо Бренна, им же был создан павильон Венеры в Гатчинском парке.
ВЕЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗАМКОВОГО КОМПЛЕКСА
Одно из самых ранних описаний дворца оставил немецкий путешественник Иоганн Готлиб Георги, посетивший Гатчину в 1793 году. По его словам, это было «большое и красивое здание в три этажа, которое аркада с колоннами финляндского мрамора соединяет с прилегающим сооружением знатной величины. Замок и это сооружение сложены из плит местного известкового камня, который имеет цвет соломы. Башня замка снабжена громоотводом, который князь Орлов установил на ней с помощью академика Эйлера. Внутреннее убранство замка соответствует интерьерам Павловского дворца: больше вкуса, нежели великолепия, между тем повсюду находят и последнее, где оно производит хорошее впечатление».
Огромный жилой корпус соединен с двумя крыльями, описывающими полукруг и соединяющими дворец с большими квадратными служебными помещениями — каре. Современники отмечали, что любой немецкий князь охотно сделал бы такое каре своим главным замком и резиденцией, тогда как здесь эти два корпуса служат лишь для того, чтобы принимать и размещать в них придворных императрицы-матери.
Павел I переделал не только дворец, но и внутренние помещения. Его личные покои располагались на первом этаже, откуда окна выходили в сад. Там же находятся Нижний Кавалерский и Нижний Тронный залы. Парадная гранитная лестница ведет из вестибюля на бельэтаж, где анфилада парадных помещений начинается с Аванзала. Далее следуют огромная Мраморная столовая, Верхняя Тронная Павла I и Белый зал для особо торжественных приемов. К столовой примыкают Парадная опочивальня и покои императрицы. Трудно даже перечислить все разнообразие великолепных интерьеров, но обязательно нужно упомянуть Чесменскую галерею с картинами в честь знаменитой победы российского флота, расположенную в левом каре.
После смерти Павла I Гатчина не была заброшена, жизнь продолжала бить в ней ключом. В XIX веке она стала местом императорского отдыха и охоты, там даже был устроен зверинец. Однако дошедшие до нашего времени дворцы, и особенно великолепный парк, заставляют вспомнить в первую очередь императора Павла.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
Известно, что в 1917 году в Гатчине насчитывалось более 50 тысяч произведений изобразительного и прикладного искусства, и при советской власти комплекс стал крупным музеем, коллекции которого имели мировое значение. Однако судьба ансамбля была печальна: во время Великой Отечественной войны фашисты подвергли дворец варварской бомбардировке; в 1941 году Гатчина была оккупирована, а при отступлении немцев в 1944 году дворец сгорел. Комплексную научную реставрацию удалось начать только к 1980-м годам. Сейчас музей продолжает восстанавливаться, и парадные залы Большого дворца вновь открыты для посещений. Очень хочется верить, что «Павловский Версаль», входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, возродится в полной мере.
Когда-то Большой дворец был окружен земляными укреплениями и рвами с водой
Восстанавливать дворец начали только в 1980-е годы.
Гатчинский дворец. Фасады. Копия 1947 года с чертежа 1781 года
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, Красноармейский пр-т, д. 1
В НАШИ ДНИ: Государственный музей-заповедник «Гатчина».
Павильон Венеры спроектировал итальянский архитектор Винченцо Бренна.