europan20245 Железобетонные укрепленияЖелезобетонные укрепления—доты, «колпаки» и т. п., прежде всего бывших финских оборонительных линий, — были методично взорваны после войны. Однако это не означало их полного сравнивания с поверхностью земли. До сих пор груды искореженного металла и бетонных глыб как монстры высятся в наиболее красивых местах Карельского перешейка: ведь для этих сооружений выбирались позиции на высотах и по берегам озер. Доты бывших линии Маннергейма, ВТ-линии и КаУРа стали составной частью образа послевоенных ландшафтов перешейка. Здесь играют дети, их посещают туристы, а в последние годы работают и военно-исторические экспедиции. Появились даже специалисты по «фортификационной спелеологии», поскольку доступ в подобные сооружения, особенно во взорванном состоянии, непрост и небезопасен. Интересно, что процессы выветривания делают свое дело и с бетоном: на внутренних перекрытиях дотов уже появились «сталактиты» длиной в несколько сантиметров.

Кроме подобных одиночных «украшений», на перешейке часто встречаются ряды противотанковых надолб — «ежей», сооруженных из взорванных гранитных глыб. Над «ежами» тоже работает время: постепенно острые грани их сглаживаются, а поверхности покрываются разноцветными накипными лишайниками. Менее приятны встречи с рядами ржавой колючей проволоки, опоры которой давно сгнили. Отмечу, что местные жители и многочисленные визитеры из Петербурга все подобные следы войны, независимо от их местонахождения, называют обычно «остатками линии Маннергейма».