europan10912 Железнодорожная сетьКак мы видели, железнодорожная сеть региона все время изменялась, причем эти изменения были связаны не только с увеличением числа и протяженности линий. Еще более «подвижны» безрельсовые пути. Появление автомобиля и превращение его в одно из основных транспортных средств придало развитию дорожной сети невиданное прежде ускорение. В течение XX в. на автодорогах с твердым покрытием брусчатку почти полностью заменил асфальт. По мере совершенствования двигателей, роста скоростей и увеличения потока автомобилей повышались требования к ширине дорог и особенно к их прямизне. Сооружались бесчисленные спрямления — «срезки», в результате чего дороги оказывались уже не «вписанными» в ландшафты, а рассекавшими и даже «отрицавшими» их.

Сильнее всего изменились за послевоенный период дороги Карельского перешейка, для которого характерен наиболее пересеченный рельеф в регионе. Основные шоссе на перешейке имели каменное покрытие уже к 1940 г.: Ленинград — Кивеннапа — Выборг — Лайхаярви, Ленинград—Терийоки — Ууси — киркко — Выборг, Выборг — Койвисто, Выборг — Сайрала — Ряйсяля — Кексгольм. Из Ленинграда в Выборг можно было попасть тремя путями: Восточно — или Верхне-Выборгским шоссе ; Приморским шоссе, следовавшим вдоль берега Финского залива, и Средне-Выборгским шоссе, ответвлявшимся от Приморского западнее Зеленогорска. Почти все шоссе в 1970—1980-е гг. изменились до неузнаваемости за счет многочисленных спрямлений и расширений. Но и этого оказалось мало: в начале 1990-х гг. была введена в строй автотрасса «Скандинавия». Трасса отделяется от Приморского шоссе севернее Сестрорецка и далее следует в основном параллельно Восточно-Выборгскому шоссе, несколько раз пересекая его и не удаляясь более чем на 12 км. Новая автострада мало отличается от Верхне-Выборгского шоссе по длине, но проложена в обход всех населенных пунктов, что дает существенный выигрыш в скорости. Теперь из Петербурга в Выборг можно доехать за полтора часа, при этом на бблыией части дороги складывается впечатление о перешейке как о ненаселенном, сплошь залесенном и заболоченном районе.