europan12828 Высочайшее имяВ 1826 г. местные крестьяне подали на «высочайшее имя» прошение с просьбой о соединении Саймы и Финского залива. Однако еще почти 10 лет дело о постройке канала стояло на мертвой точке; основное противодействие оказывал финляндский сенат, считавший проектируемый канал невыгодным из-за того, что реки края замерзают на восемь месяцев. С 1835 г. по инициативе выборгского губернатора Рамзая проводились изыскания на трассе канала. Строительство канала началось в 1843 г. по проекту и под руководством К. Г. Розенкампфа, при участии приглашенного из Швеции инженера Н. Эриксона, пользовавшегося мировой известностью. После смерти Розенкампфа в 1846 г. Эриксон становится руководителем работ и вносит в проект ряд существенных изменений. Так, выход из канала в Выборгский залив сделали между замком и городом, а не через пролив Кивисиллансалми. В то время это обеспечивало выгоды торговле и судоходству.

По окончании строительства длина канала составила 59 км, из которых 32 км были вырыты или высечены в скальном грунте, в том числе при углублении и расширении существовавших естественных проток. При сооружении канала использовали многочисленные озера Выборгского ландшафтного района: Рятти-ярви, Лиет-ярви, Нуйямаярви и др. . Канал строили 13 лет. В ряде мест новое русло с поперечным сечением до 150 м2 пробивали при помощи взрывов, выломанный гранит шел на облицовку берегов и дна канала. На тяжелых работах использовались заключенные, содержавшиеся в Свеаборгском и Выборгском замках. Возможно, по этой причине сооружение канала обошлось в немногим более 3 млн. руб. золотом — не слишком большую по тем временам сумму. Наиболее дорогостоящим оказался самый верхний участок, длиной всего около 4 км, пробитый полностью в кристаллических породах.