Восточный участок Архангелогородского тракта, унаследовавший древнюю дорогу из Орехова в Ладогу, в конце XIX в. был реконструирован, и перевозки по нему выросли. Тракт «дублировал» ладожские каналы. Между Шлиссельбургом и с. Лаврово в устье р. Лавы дорога шла вдоль старого канала, используя его высокий насыпанный борт. Восточнее тракт пересекал Волкосарский полуостров через деревни Выс — тав, Маруя, Черноушево, Кисельня и выходил к Волхову в с. Старая Ладога. Далее дорога шла до Новой Ладоги, где путешествующие переправлялись на пароме через Волхов и снова следовали вдоль каналов… Для обслуживания Архангелогородского тракта некоторые деревни были перенесены со старых мест на новые; извозом зимой занимались до 10 тыс. чел. . До Новой Ладоги можно было ехать на лошадях и по борту Новоладожского канала, для чего существовало 4 почтовые станции. Серьезным ударом по Архангельскому тракту, как и по перевозкам по каналам, стала постройка в начале XX в. параллельной железной дороги. Последнюю точку в истории тракта как единой магистрали поставило открытие участка нового Мурманского шоссе в конце 1960-х гг.
В сторону Карельского перешейка из Петербурга в середине XIX в. по-прежнему шли две основные сухопутные дороги: Выборгская и Кексгольмская. Кроме того, в Выборгской Карелии были почтовые дороги Выборг — Вильманстранд, Выборг — Йоутсено и Выборг — Кексгольм через Антреа и Ряй — сяля. Все эти шоссе, за исключением дороги на Йоутсено, пересекающей современную государственную границу, используются и сейчас.