Для обеспечения проточности воды в Невской губе спроектировано также 6 водопропускных сооружений, которые должны перекрывать в случае наводнений 12 стальных затворов шириной 24 м каждый. Проектная высота дамбы установлена в 8 м при ширине по верху 30 м. По гребню трассы предполагалось проложить 6-полосную автомагистраль, пересекающую водопропускники по неразводным мостам, а северный и южный судопропускники — соответственно по разводному мосту и подводному тоннелю. По замыслу проектировщиков, в случае угрозы наводнения защитный комплекс должен был наглухо отрезать от основной части залива акваторию площадью 400 км2.
Для строительства сооружений были созданы три промплощадки: в Бронке, у Горской и на южном берегу о. Кот — лин. Предполагалось ввести весь комплекс в действие в 1990 г., и до середины 1980-х гг. стройка велась ускоренными темпами. Однако интенсивность работ по отсыпке дамб явно превышала темпы возведения предусмотренных проектом сложных инженерных сооружений. К концу 1980-х гг. из-за ухудшения экономического положения СССР уменьшились и ассигнования на строительство ленинградской дамбы. Одновременно в перестроечной обстановке крепло «зеленое движение». Дамба стала объектом экологических экспертиз и политических спекуляций, в многочисленных дискуссиях «дамбистов» и «антидамбистов» набирали силу видные политики и общественные деятели. В запале противники дамбы вполне серьезно выдвигали тезис о необходимости полного разрушения сооружения, в которое уже были вложены сотни миллионов рублей.
Здесь нет возможности обсуждать экологические последствия строительства защитных сооружений; об этом, как и о состоянии акватории Невской губы в целом, написано немало. Ограничусь констатацией того, что представляет собой сейчас дамба. Строительство ее фактически прекратилось с распадом СССР. Но до этого времени был осуществлен основной объем земляных работ. В результате изменилась конфигурация о. Котлин, площадь которого выросла на 0,7 км2 за счет выступов на северном и южном берегах. Кронштадт получил постоянную связь с материком по автодороге, проложенной по северному плечу дамбы, и фактически перестал быть островным городом. Число островов Невской губы сократилось также за счет «поглощения» дамбой нескольких искусственных островов-фортов. Водопропускники были возведены не полностью, в основном на северном плече. Наконец, наиболее сложные в техническом отношении судопропускные ворота не сооружены вовсе.