Железные дороги оказывают и опосредованное влияние на ландшафты. Еще в первой половине XX в., не говоря уже о более отдаленном прошлом, любая вновь проложенная транспортная магистраль вносила изменения в сложившуюся систему расселения. В гл. 7 уже шла речь о том, как сооружение ладожских каналов стимулировало развитие городов Новая Ладога и Шлиссельбург. Считается, что железные дороги обладают ббльшим «потенциалом градообразования», нежели безрельсовые пути.
Так, проведение железных дорог оказало решающее воздействие на «дачное освоение» пригородной территории, о чем еще будет сказано в гл. 11. В советский период возникли индустриальные поселки на Московской, Волховской и Ириновской линиях: Красный Бор, Улья — новка, Ивановское, Жихарево, Рахья, им. Морозова и др. Впоследствии некоторые прижелезнодорожные поселки стали городами — Волхов, Кировск, Тос — но, Отрадное. На Карельском перешейке все возникшие после 1940 г. города стоят на железных дорогах. Это Светогорск, Каменногорск, Приморск, Высоцк и Зеленогорск, ставший частью Петербурга. Не последнюю роль сыграло наличие железной дороги в выборе места для Ленинградской атомной электростанции, давшей начало одному из крупных городов региона — Сосновому Бору.
Однако на Лужской и Витебской линиях, построенных в XIX в., за исключением дачных поселков в радиусе 60 км от Петербурга, не появилось ни одного сколько-нибудь крупного нового населенного пункта. Эти дороги для региона были и остаются преимущественно транзитными.