Первое дыхание модерна
ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1837, 1849-1852, 1900-1904 годы
СТИЛЬ: модерн
Конструкция здания оказалась настолько надежной и прочной, что первая реставрация понадобилась только через 100 лет Витебский вокзал в Санкт-Петербурге — архитектурный памятник в стиле модерн, шедевр не только российского, но и мирового уровня. Его экстерьер и внутреннее убранство имеют высокую историческую и художественную ценность. Для современников здание вокзала было поразительной архитектурной новинкой, олицетворением прогресса, так как в оснащении использовались электрические транспортеры и лифты для пассажиров и багажа. Интересно, что платформы подходят к уровню второго этажа здания, для чего насыпь была поднята на пять метров. Внизу же когда-то была специальная Императорская железнодорожная ветка.
ИЗ ИСТОРИИ ВИТЕБСКОГО ВОКЗАЛА
От места, где сейчас находится Витебский вокзал, в 1837 году начиналась первая в России железная дорога, связавшая Санкт-Петербург и Царское Село. Здание вокзала тогда представляло собой довольно скромное деревянное помещение, которое тем не менее простояло 12 лет, пока в 1849 году Общество Царскосельской железной дороги не решило построить новое, каменное, здание. Вокзал, возведенный по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, прослужил вплоть до начала XX века. Современное здание было построено в 1900-1904 годах по проекту архитектора Станислава Антоновича Бржозовского, уникальные интерьеры были созданы им же при помощи инженера Симы Исааковича Минаша. Первоначально вокзал именовался Царскосельским, в 1918 году в соответствии с изменением названия станции назначения был переименован в Детскосельский и только с 1935 года стал Витебским.
АРХИТЕКТУРА И УБРАНСТВО ВИТЕБСКОГО ВОКЗАЛА
Витебский вокзал был первым и самым значительным общественным зданием в стиле модерн, которое было возведено в Санкт-Петербурге. Все основные выразительные приемы нового архитектурного стиля, только что пришедшего в Северную столицу с Запада, в концентрированном виде проявились в его архитектурном решении. Разнообъемная ассиметричная композиция выглядит очень гармонично, все части постройки как бы перетекают друг в друга, подчиняясь функциональным соображениям. Основные архитектурные оси здания — часовая башня с декоративными барельефами и вестибюль, увенчанный металлическим куполом. Выступ главного фасада, обращенный к северу, украшает большая арка с витражом, а также гербами городов Санкт-Петербурга и Витебска.
Вестибюль вокзала поражает двадцатиметровой высотой и гигантской мраморной лестницей с мраморным бюстом императора Николая I. Контрастом парадной лестнице с ее классическими формами служит боковая винтовая лестница, ведущая в Световой зал. В этой конструкции отражена вся эстетика модерна с ее вниманием к выразительным возможностям металлических деталей, эта же тенденция прослеживается в великолепных латунных украшениях, художественной ковке, железных решетках балконов с узорами в виде лиры.
По всей высоте стен вокзала расположены огромные витражные окна, в простенках между которыми размещена выкрашенная под бронзу лепнина. Основные мотивы декора — изображения женских головок и бога Меркурия, покровителя торговли и путешествий, стилизованный растительный орнамент. На стенах бывшего зала для пассажиров I и II классов на втором этаже размещены панно художников Николая Семёновича Самокиша и Елены Петровны Самокиш-Судковской, отражающие историю Царскосельской железной дороги.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Загородный пр-т, д. 52
В НАШИ ДНИ: станция Санкт-Петербург-Витебский.
Винтовая боковая лестница ведет в главный зал вокзала, названный Световым.