europan10679 Тор­говые и административные центрыОба города в XVIII—XIX вв. развиваются как транспортные, торговые и административные центры. В 1773 г. Новая Ладога становится уездным городом, Шлиссельбург был им и раньше. Еще более возросло значение этих центров Южного Приладожья с сооружением каналов к востоку от Волхова — Сясьского и Свирского, а также с созданием Мариинской и Тихвинской водных систем. Начался период расцвета Новой Ладоги и Шлиссельбурга: здесь строятся внушительные каменные здания, проводятся ярмарки, развиваются ремесла. В 1864 г. в Новой Ладоге было 4,5 тыс. жителей.

Обвалование Новоладожского канала и отсутствие на нем устройств для регулирования уровней воды повлекли за собой быстрое заболачивание многих участков межканального пространства. Уже в 1883— 1884 гг. Северной экспедицией под руководством Августиновича проводились осушительные работы на «свежеобразованных» низинных болотах вблизи деревень Липки и Бугры восточнее Шлиссельбурга. Болота общей площадью 5,5 км2 весной превращались в озера. В результате осушения было получено 1,2 км2 пригодных сельскохозяйственных земель.

Продолжение строительства новой водной системы и открытие новых, также параллельных старым, Сясьского и Свирского каналов дали последний импульс развитию Южного Приладо — жья. Судоходство по каналу было основным занятием жителей всего Новоладожского уезда, сельское хозяйство имело здесь второстепенное значение. Так, во второй половине XIX в. во время навигации на ладожских каналах, Тихвинской системе и р. Волхов было занято до 40 тыс. лошадей и несколько десятков тысяч погонщиков, лоцманов, грузчиков идругих категорий рабочих. По данным А. П. Андреева, в то время на участке канала от Невы до Волхова было 26 населенных пунктов, не считая двух городов. Из них не менее 15 возникли в ходе строительства и эксплуатации каналов. В основном это были «слободы разночинцев»: Петербургская, Белозерская, Красный шлюз и др. Общая численность сельского населения превышала 4700 чел.