Квинтэссенция Петербургского классицизма
ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1783-1789 годы
СТИЛЬ: классицизм
Таврический дворец был построен Иваном Старовым, талантливым русским архитектором.
Таврический дворец, бесспорно, относится к шедеврам Санкт-Петербургской архитектуры в ее наиболее ярком проявлении, то есть в стиле строгого классицизма. Этот дворец фаворит Екатерины II Григорий Александрович Потёмкин строил для себя, по своему вкусу и изначально на свои личные средства. Императрица тем не менее решила сама покрыть все расходы на строительство в качестве подарка своему любимцу. Еще одним подарком был титул князя Таврического, от чего и произошло название дворца.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Дворец построен в 1783-1789 годах Иваном Егоровичем Старовым — одним из лучших архитекторов второй половины XVIII века. Обширная городская усадьба в духе раннего классицизма предназначалась для проведения торжественных приемов. Основное двухэтажное здание с шестиколонным портиком дорического ордера размещалось в глубине парадного двора, его венчал невысокий купол. Одноэтажные галереи соединяли главный корпус с двумя симметричными двухэтажными флигелями.
Строгий силуэт здания отличался простотой. Лаконичность классицизма подчеркивалась отсутствием наличников на окнах и гладкостью оштукатуренных стен, не утяжеленных декором. Главный фасад дворца был обращен в сторону Невы, первоначально к нему вел канал, а перед входом была обустроена гавань. В 1850-е годы канал засыпали в связи с постройкой Центральной городской водопроводной станции.
ПЛАНИРОВКА ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА
В Таврическом дворце особенно поражает резкий контраст между благородной строгостью силуэта снаружи и роскошной пышностью внутри. Анфилада внутренних помещений, идущая перпендикулярно главному входу, завершается огромным зимним садом с большими окнами. Декорированный лепниной купольный зал соединен с помпезной Большой галереей, опоясанной рядом колонн. В некоторых помещениях до нашего времени сохранились остатки росписи стен и плафонов.
ТАВРИЧЕСКИЙ САД
Садово-парковый ансамбль устроен в английской манере. Он был разбит в 1783-1800 годах при участии мастера Вильяма Гульда. Для придания живописности созданы два искусственных пруда. Посреди одного из них насыпан остров и переброшены два моста. В свое время в саду было много лебедей и павлинов, в прудах плескалась стерлядь. В Большом пруду даже жил морской тюлень — подарок персидского принца. До нашего времени сохранились некоторые дубы, лиственницы и липы, посаженные еще во время основания парка.
Здесь также находились хозяйственные постройки, оранжерея и так называемый Дом садового мастера, выстроенный для Вильяма Гульда в 1793-1794 годах по проекту архитектора Фёдора Ивановича Волкова. Здание состояло из двухэтажного центрального корпуса и двух флигелей с купольными башнями. Главный вход украшал портик с колоннами дорического ордера, со стороны сада размещался балкон.
ИСТОРИЯ ДВОРЦА ПОСЛЕ ПОТЁМКИНА
После смерти Потёмкина дворец отошел в казну. Преемник Екатерины Павел I отдал его Конногвардейскому полку. Архитектурный ансамбль стремительно разрушался. Многие детали убранства были вывезены, кое-что ушло на обустройство Михайловского (Инженерного) замка.
В 1802 году по повелению Александра I началась реставрация дворца под руководством Луиджи Руска. С 1906 года здесь проходили заседания Государственной Думы, для чего специально перестроили зимний сад. В революционные годы дворец стал центром политической жизни России. Тут размещались Временный комитет Государственной думы (позднее Временное правительство), Петроградский совет рабочих депутатов, проходило Всероссийское учредительное собрание. После победы большевиков в Таврическом дворце проводились партийные съезды, а вплоть до 1990 года действовала Ленинградская высшая партийная школа.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 47
В НАШИ ДНИ: штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств —участников СНГ, петербургский филиал телерадиокомпании «Мир».