Трудно обсуждать символичность ландшафтов рассматриваемого региона до XVTII в., когда территория часто переходила из рук в руки. Можно предположить, что в период шведского господства Ингерман — ландия и Карелия, как окраинные провинции Швеции, также не имели для этой страны особого символического выражения. Исключение составлял Выборгский замок, о значении которого говорилось в разд. 10.1.
Воплощение Петром I идеи «окна в Европу» для России требовало своего символического оформления. И оно не заставило себя ждать. «Насаждением» символов была насыщена вся деятельность Петра: от переименования древнего Орешка в Шлиссельбург до установки в Летнем саду скульптур, изображающих персонажи басен Эзопа. Самым монументальным олицетворением выхода России к морю стал ансамбль Большого каскада и Нижнего парка в Петергофе. Этот ландшафт целенаправленно создавался как символ. Здесь необычайно высокую смысловую нагрузку несут все без исключения элементы: Большой дворец, воздвигнутый на уступе Литорино — вой террасы, грандиозный фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» , Морской канал, «усеянный» фонтанами Нижний парк и сам Финский залив с его «пустынными» волнами.