europan11278 Редкие растенияТе, кто воплощал в жизнь генеральный план развития Ленинграда, не остановились на «корректировке» очертаний Невской губы, но решили «обустроить» и Лахтинский разлив. Его акваторию и прилегающие Лахтинские болота, с редкими растениями и десятками останавливающихся на пролете видов птиц, еще в начале XX в. хотели объявить заповедником. До 1990 г. на Лахтинском разливе работал земснаряд, который более чем в два раза углубил этот своеобразный водоем, срезал обширный выступ его северного побережья и превратил в каналы впадающие в разлив реки Юнтоловку и Етухарку. С востока почти вплотную к разливу придвинулись кварталы многоэтажной жилой застройки. В результате уже к концу 1970-х гг. численность останавливающихся здесь птиц сократилась на порядок. Положение несколько улучшилось после прекращения земляных работ и создания в 1991 г. первого на территории Петербурга Юнтоловского заказника.

Однако проложенная в 1997 г. через «горло» разлива дамба с коммуникациями строящейся Северо-Западной ТЭЦ может ускорить превращение Лахтинского разлива в зарастающее озеро. Впрочем, не раз за последнее столетие возникала и более радикальная идея: полностью засыпать Лахтинский разлив и тем самым еще более «упорядочить» очертания Невской губы.

В ближайшие годы Финский залив, в особенности его береговую линию, ждут еще более бурные события. Речь идет о сооружении новых морских портов в сузившемся «окне в Европу». Уже началось строительство угольного порта в устье р. Хаболовки, рассчитанного на грузооборот 35 млн. т. К1999 г. планируется открыть первую очередь нефтяного порта в бухте Батарейная, с грузооборотом 15 млн. т. Самый крупный порт, рассчитанный на перевалку нефти, газа и химических грузов, сооружается близ Приморска на Карельском перешейке. Кроме того, предполагается углубление судоходных каналов Выборгского и Высоцкого портов с реконструкцией последних. И хотя основные портовые комплексы проектируются за пределами Невской губы, будущее ее не внушает оптимизма. Своего рода апофеозом идеи портостроительства являются предложения по расширению Петербургского порта на намывной территории вдоль Морского канала. Реализация этого проекта приведет к обособлению участка акватории Невской губы в районе Стрельны и бывшей Троице-Сергиевой пустыни от основной части «Невского озера». Как это повлияет на общую панораму морского фасада Петербурга — представить нетрудно.