europan11788 Развитие территорииВ современном развитии территории аналогов старых усадеб, конечно, быть не может. Парковые ансамбли, созданные в советский период, немногочисленны и в основном находятся в городской черте. Как слегка окультуренные переходы от городов, населенных пунктов и целых обжитых районов к «дикой» природе воспринимаются лесопарки. Их насчитывается около 20, причем большая часть — на Карельском перешейке; они образуют так называемый «зеленый пояс» Петербурга. Окультуривание в лесопарках ограничивается улучшенным уходом за лесом, проложением дорожно-тропиночной сети, устройством стоянок для машин, пляжей и т. д.

Лишь некоторые лесопарки можно отнести к произведениям садово-паркового искусства. Из них наиболее известен петербуржцам Кав — головский лесопарк, расположенный западнее пос. Токсово. Здесь, в частности, превращен в озеро с пляжем бывший песчаный карьер, поставлена оригинальная лесная мебель, широко применена деревянная скульптура. Создатели лесопарка на сравнительно небольшой площади сумели удачно использовать разнообразие ландшафтов: пересеченный камовый рельеф и сочетание «угрюмых» еловых лесов с более «радостными» сосняками и березняками, а также открытыми полянами.

Ландшафты, о которых идет речь в этой книге, и ландшафты, воспринимаемые теми, кто в них живет, работает и отдыхает, далеко не совпадают между собой. Но, даже если отвлечься от особенностей научного видения ландшафта, все равно восприятие одной и той же местности разными группами людей будет сильно различаться. Есть ли закономерности в восприятии ландшафтов человеком? Может ли конкретный ландшафт сформировать устойчивый образ, общий для больших групп людей? Конечно, существуют индивидуальные эстетические пристрастия, которые не поддаются усреднению. Есть и наиболее соответствующие эпохе эстетические идеалы, выражаемые в господствующем художественном стиле ; но эти установки распространяются далеко не на все слои общества. На восприятие окружающей местности влияют также этнокультурные традиции, род занятий людей, уровень их образования и доходов и т. д.