ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: конец ХVШ века
СТИЛЬ: классицизм
Усыпальница Юсуповых, или Колоннада, — самая поздняя постройка усадьбы.
Одоевские, Черкасские, Голицыны, Юсуповы… история самых знатных родов Российской империи связана с усадьбой Архангельское. Как говорится, благородное происхождение обязывает: Архангельское по праву претендует на лавры лучшего дворцового комплекса столичного региона.
УСАДЕБНЫЕ ПОСТРОЙКИ
История современной планировки ансамбля берет начало с 1730 года, когда соратник Петра I князь Дмитрий Михайлович Голицын приказал построить новый дворец на его теперешнем месте, вдали от реки, вместо старого здания на берегу и начал устройство парка. В 1810 году имение купил князь Николай Борисович Юсупов, который завершил формирование комплекса в его теперешнем виде. Создание ансамбля происходило с 1780 по 1830 год, и даже скромное перечисление его составляющих говорит о серьезности замысла. В центральной части имения расположены Большой дворец и регулярный парк на террасах с архитектурными декоративными элементами и скульптурами, Малый дворец, павильон «Каприз», храм-памятник Екатерине II и Чайный домик, памятные колонны в честь российских императоров, Пушкинская аллея. С восточной стороны находятся самая древняя постройка Архангельского, храм Михаила Архангела (XVII век), и самая поздняя, усыпальница Юсуповых (Колоннада). На западе расположен театр Гонзага в итальянском стиле.
КОМПОЗИЦИЯ КОМПЛЕКСА
Величественный комплекс Архангельского поражает в первую очередь общим впечатлением красоты и гармонии огромного пространства. Как и Кусково, он производит магическое впечатление прежде всего своей «нездешностью» в столь гигантском масштабе. Создается впечатление, что в Подмосковье чудесным образом попал целый район Италии эпохи классицизма. Все постройки отличаются красотой и гармонией, но особое восхищение вызывают пространственная перспектива и захватывающие виды на Большой дворец с белоснежной террасы.
Такое устройство было бы совершенно естественным для какого-нибудь замка в долине Луары, а для глаза, привыкшего к плоским пейзажам русской равнины, столь мастерское использование перепада высот выглядит слишком уж экзотично. И подобная экзотичность, конечно же, вносит свой вклад в общее восприятие ансамбля.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Московская обл., Красногорский р-н, пос. Архангельское
В НАШИ ДНИ: Государственный музей-усадьба «Архангельское».
Всем постройкам ансамбля присущ спокойный аристократизм без вычурности, хотя есть там и павильон, который носит название «Каприз». Контрастируют с классическим стилем ансамбля и ворота, стилизованные под романтические руины. Как писал Юрий Иванович Шамурин, «тонкая культурность отличает Архангельское: в нем нет ни капли того эстетического простодушия, которое кажется непременным свойством всех русских усадеб, в отличие от городских зданий, всегда несколько вялых, сонных, распущенных…».
От ворот короткая аллея ведет к Малому дворцу. Со стороны двора две крытые колоннады соединяют дворец с расположенными по сторонам ворот флигелями. Парадный двор, образуемый четкими на фоне зелени колоннадами и фасадом дворца, — один из самых привлекательных уголков в Архангельском. Дворец невелик, но его украшает круглый бельведер. Выходящий в парк второй фасад с полукруглым выступом, колоннами и львами у боковых входов гораздо наряднее, под стать примыкающим к нему пышным террасам сада. На нижнем этаже расположены парадные залы, среди которых выделяется передний со статуями в нишах над каминами и пилястрами, а также ротонда. Любопытны лестницы с кариатидами и ложной беседкой, Портретный и Античный залы.
От Малого дворца, стоящего на возвышенности, открывается кажущаяся бесконечной перспектива: сначала балюстрады террас с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев, затем газон, окаймленный несколькими рядами шпалер; в конце белеют еще несколько статуй и колонна в память императорского посещения Архангельского. Вниз ведет двухмаршевая лестница, образуя грот с парными гермами у входа и руинными арками по сторонам.
Замыкает перспективу Большой дворец со строгими колоннами, стоящий прямо на обрыве над долиной Москвы-реки. От него парадные лестницы ведут вниз. Еще одна масштабная постройка — храм-усыпальница Юсуповых — напоминает своей монументальностью колоннады Санкт-Петербурга.
Парк Архангельского обширнее и богаче парка в Кусково, где главная роль принадлежит природе. В Архангельском же везде искусство, везде разумная человеческая мысль, умеющая извлекать из природы скрытую в ней красоту. В боковых аллеях парка множество беседок, скульптур, фонтанов. В каменной нише за портиком из четырех колонн находится статуя Екатерины II, покровительницы князя Юсупова. Кругом шумят и осыпают мрамор листьями старые деревья. Тремя террасами уходит сад к обрывистому берегу Москвы-реки.
Дополняет ансамбль расположенный в западной части парка домашний театр Гонзага, где крепостные актеры развлекали хозяина и его гостей. В театральном зале могло поместиться более сотни зрителей.
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН
Великолепие Архангельского отнюдь не случайность, в нем отразилось своеобразие личности его создателя, князя Николая Борисовича Юсупова. Говоря о его художественном вкусе, достаточно упомянуть всего один факт: именно он закупал в Европе произведения искусства сначала для Екатерины II, а затем для Павла I. Естественно, обладавший огромным состоянием князь не забывал и собственные интересы: в его собраниях были настоящие сокровища искусства, после 1917 года ставшие гордостью лучших музеев страны. Однако и в Архангельском осталось еще много замечательных произведений, что позволяет по-прежнему считать здешний музей одним из наиболее значительных собраний западноевропейской живописи в России.