ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1900-1902 годы
СТИЛЬ: модерн
Прелесть особняка Рябушинского заключается в его асимметричности.
Особняк Рябушинского считается эталонным зданием в стиле раннего московского модерна. Неповторимая привлекательность этого красивого двухэтажного дома создается сочетанием разных объемов и асимметричных форм, представляющих с различных точек обзора абсолютно разные, но гармонирующие друг с другом композиции фасадов.
ПОСТРОЙКА ОСОБНЯКА
Особняк был возведен в 1900-1902 годах по проекту знаменитого архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля для Степана Павловича Рябушинского, предпринимателя, банкира, коллекционера. Шехтель построил дом необычной асимметричной формы, каждый элемент архитектурной композиции которого отличается от других: все окна разные по форме и размеру, балконы также решены каждый в своей манере, однако все детали сливаются в стройную гармонию гибких и изящных форм. Уравновешивающей горизонтальной линией вдоль второго этажа проходит мозаичный фриз с цветочным декором. Изысканные бледно-лиловые ирисы и светлая облицовка стен создают мягкую колористическую гамму. Кроме самого дома был возведен еще и хозяйственный корпус для прислуги. Кстати, в этом корпусе во время Великой Отечественной войны жил писатель Алексей Николаевич Толстой, в наши дни здесь размещается его музей-квартира.
ИНТЕРЬЕР В СТИЛЕ МОДЕРН
Продуман и причудливо изящен интерьер здания. Его планировка подчиняется одновременно двум характерным для модерна принципам: конструктивности и гибкой текучести форм, кажущихся произвольными. Основой концепции интерьера является импровизация на морскую тему. Центром композиции служит парадная мраморная спиралевидная лестница. Форма лестницы повторяет форму морских волн, а светильник над ней выполнен в виде медузы. Дополнительный цветовой эффект создается серовато-зеленым оттенком мрамора, оконный витраж над лестницей тоже решен в синих и голубых тонах.
Семья Рябушинских была старообрядческой, и поэтому в план особняка была включена тайная молельня, в которой хранилось собрание древних икон. Шехтель, создавая интерьер особняка, вложил в простые природные формы глубокий символизм, отражающий мировоззрение хозяина дома. Так, например, колонна, декорированная лилиями и саламандрами, является отображением идеи вечной борьбы добра со злом.
В особняке была оборудована одна из первых в России реставрационных мастерских, в которой на профессиональном уровне восстанавливали старинные иконы. Со временем Рябушинский планировал основать музей иконы, но этому помешала революция. В 1917 году семья Рябушинских эмигрировала в Италию.
Многое из внутреннего убранства особняка сохранилось до наших дней: это и лепные потолки, и деревянные панели на стенах, и резные двери, и ручки дверей, и уникальный паркет, и обои. Утрачены, к сожалению, мебель, светильники и мраморный камин.
ПОДАРОК СТАЛИНА ГОРЬКОМУ
В 1931 году вернувшийся из-за границы Алексей Максимович Горький получил от вождя Советского государства драгоценный подарок — дом, построенный Шехтелем. Писатель жил здесь вплоть до своей смерти в 1936 году. В этот период особняк был чем-то наподобие писательского клуба. Горький перевез в особняк свою уникальную библиотеку, которую собирал много лет, и интересную коллекцию резных фигурок из кости. После смерти писателя в особняке осталась жить вдова его сына, Надежда Алексеевна Пешкова, посвятившая себя созданию музея Горького. Официально музей открылся в 1965 году.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Москва,ул. Малая Никитская, д. 6/2
В НАШИ ДНИ: Музей-квартира А. М. Горького
В декоре особняка Рябушинского присутствуют цветочно-растительные орнаменты и морские мотивы.