После основания Петербурга волюнтаризм в прокладывании дорог достиг максимума. Идея «урегулирования» вновь приобретенных Россией территорий наиболее ярко выразилась в прокладке Перспектив — идеально прямых магистралей, связывавших столицу с внешним миром и заранее готовивших приезжих к встрече с петровским «парадизом». Первой такой «першпективой» стал Невский проспект, который соединил Петербурге Александро-Невской лаврой. С1711 по 1746 г. продолжалось строительство Московско-Петербургской дороги, не имеющей изгибов на протяжении более 100 км. Точно по меридиану проложены первые 16 км Пулковского шоссе; сейчас это Московский проспект и его продолжение.
К концу XVIII в. к югу и юго-западу от Петербурга сложилась звездообразная сеть дорог, связавших столицу и основные императорские резиденции. Идеально прямо была проложенадорога из Царского Села в Гатчину, начинавшаяся от Орловских ворот Екатерининского парка. Дорога из Петербурга в Петергоф, наоборот, следовала изгибам береговой линии Финского залива. Первоначально Петергофская дорога связала Екатерингоф, Стрельну, Петергоф и меншиковс — кий Ораниенбаум. Постепенно тракт «притянул» к себе новые царские резиденции и множество дворянских усадеб. Здесь же в 1732 г. основали пригородный монастырь — Троице-Сергиеву пустынь. К началу XIX в. на Петергофской дороге протяженностью почти 40 км, от Фонтанки до Ораниенбаума, насчитывалось 167 «дач» . Среди них такие архитектурные и садово-парковые ансамбли, как Ки — рьяново, Александрино, Ново — знаменка, усадьба Орлова в Стрельне, Михайлов — ка, Знаменка, Александрия, усадьба Лейхтенбергского и др.