На Волхове немалую опасность для судов представляли знаменитые Пчевские и Петропавловские пороги. В средние века в с. Гостино — полье местные лоцманы занимались перевалкой купеческих грузов через опасные участки. Последняя точка в этой истории была поставлена тоже в XX в.: с пуском Волховской ГЭС в 1926 г. все пороги скрылись под водой.
Еще один пример работ, проведенных для содействия судоходству, относится к Ладожскому озеру и ныне почти забыт. После постройки обводных каналов оставалась опасной для судоходства западная часть Ладоги, вдоль так называемого Выборгского берега, который между устьями рек Морье и Авлога очень ровный и лишен каких-либо бухт, где суда могли бы укрываться в шторм. По инициативе одного из здешних землевладельцев, известного государственного деятеля И. А. Остермана в 1784—1787 гг. была построена гавань в 10 км севернее устья р. Морье. Имевшая в длину около 200 м гавань была сооружена из срубов, заполненных камнями и вокруг обнесенных сваями. Н. Я. Озерецковский, видевший гавань еще в ходе строительства, писал: «…В безмятежной сей ограде никакая буйность ветров и никакая ярость волн не препятствует работникам укладывать на плоты и на суда лес и дрова, которые при способной погоде отправляются в путь по Ладожскому озеру к вершине Невы».
При Остермановой гавани появилась деревня с таким же названием, в которой в конце XIX в. было около 100 жителей. Существовала она, по-видимому, до создания крупного военного полигона в Юго-Западном Приладожье в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Сейчас только название на картах «урочище Гавань» да заросшие мелколиственным лесом сельскохозяйственные угодья напоминают об одном из бывших центров освоения этого не самого плодородного ландшафтного района. Что касается сооружений самой гавани, просуществовавшей до начала XX в., то в 1994 г. автором и А. И. Резниковым были обнаружены лишь остатки старых бревен, замытые ладожским песком.
Однако все усилия, предпринятые за последние 300 лет для облегчения судоходства, не смогли остановить вытеснения этого самого древнего вида транспорта другими, более скоростными и надежными. Судоходство на реках и озерах региона стремительно сокращалось с конца XIX в., когда началось массовое строительство железных дорог. В послевоенный период XX в. судоходное значение, кроме Невы, сохраняли Волхов, некоторые плесы Вуоксы, Луга и Оредеж. К настоящему времени на последних двух реках судоходство практически прекратилось.