Над пещерой Гроба Господня
ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1853-1861 годы
СТИЛЬ: эклектика
Некоторое время во дворце находился Женский институт имени великой княгини Ксении Александровны.
Когда в середине XIX века был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский (он же Николаевский мост и мост Лейтенанта Шмидта), — царь Николай I сразу выбрал это место для постройки дворца для своего третьего сына, также Николая, в качестве достойного подарка к совершеннолетию. По имени великого князя резиденция и получила свое название. Дворец был расположен в стороне от центра аристократической жизни: в XVIII веке на этом месте находился Канатный двор, а затем деревянные казармы для моряков. Тем не менее впечатление окраины только кажущееся: например, знаменитый Исаакиевский собор стоит всего в полукилометре от дворца.
ПЕРИПЕТИИ НИКОЛАЕВСКОГО ДВОРЦА
Для строительства и отделки дворца император не пожалел средств. Выбор архитектора — Андрея Ивановича Штакеншнейдера — был вполне предсказуем, ведь на тот момент он уже имел обширный успешный опыт строительства роскошных резиденций, включая дворец Белосельских-Белозерских и Мариинский дворец на Исаакиевской площади.
Хозяин резиденции — великий князь Николай Николаевич — был человеком расточительным и, нуждаясь в средствах, заложил дворец. Новый император Александр III, обвинив своего дядю в мотовстве, наложил арест на его имущество, а в 1894 году Николаевский дворец был выкуплен в казну. Одно время в здании собирались разместить Русский музей, однако в конце концов архитекторы Иван Александрович Стефаниц и Роберт Андреевич Гедике приспособили здание под Женский институт имени великой княгини Ксении Александровны. После революции 1917 года дворец был передан Совету профсоюзов Петрограда и переименован в Дворец труда. Это название резиденции по инерции сохраняется в обиходе наряду с возвращенным старым именем.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА
Поскольку Николаевский дворец возводился в стороне от центра города, участок не был стеснен плотной застройкой. Главный фасад здания обращен к Благовещенской площади, архитектор Штакеншнейдер стремился представить резиденцию в максимально выгодном ракурсе. Ажурная чугунная ограда позволила выиграть необходимое расстояние, чтобы трехэтажный дворец, украшенный неоренессансными и барочными элементами, — колоннами, пилястрами, арками и лепными фризами, — предстал перед прохожими во всей красе. За счет выдвинутых вперед флигелей фасад кажется отодвинутым в глубину, но в центре величественно выступают четыре гранитные колонны портика главного входа.
Поражает великолепием сохранившаяся парадная двухпролетная мраморная лестница, претендующая на звание самой грандиозной из всех дворцовых лестниц Петербурга, а высокие парусные своды над ней больше под стать готическому собору, чем светскому зданию. Кстати, в декоре Николаевского дворца использованы материалы, оставшиеся после строительства Исаакиевского собора.
Художественному оформлению интерьеров уделялось большое внимание. Так, для уже упомянутой парадной лестницы было специально заказано 17 декоративных панно Николаю Ивановичу Тихобразову — известному художнику, занимавшемуся стенной росписью залов Старого Эрмитажа.
Нужно отметить, что роскошь интерьеров сочеталась с передовыми технологиями того времени. Во дворце был установлен лифт с кабиной из красного дерева, проведена телеграфная связь, действовали водопровод и канализация.
Поднявшись по лестнице на второй этаж, посетитель попадает в анфиладу парадных залов, первым из которых является Белая гостиная. Далее следуют Малая столовая и Китайская гостиная. В западном флигеле находится Розовая гостиная, знаменитая плафоном с картиной «Суд Париса». С ней соседствуют Танцевальный и Банкетный залы, высота потолков которых превышает полтора десятка метров. С восточной стороны находились личные апартаменты великого князя Николая Николаевича и его супруги Александры Петровны. На первом этаже были устроены комнаты для детей, которые были переделаны в 1880-х годах в помещения разных стилей. Затейливые интерьеры Красной и Мавританской гостиных, Оружейной и Турецкой комнат сохранились до наших дней.
КОПИЯ ГРОБА ГОСПОДНЯ
В восточной части дворца находилась домовая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость», освященная в 1863 году. Позже, совершив паломничество в Иерусалим, великий князь Николай Николаевич поручил архитектору Фёдору Степановичу Харламову устроить под алтарем крипту — копию пещеры Гроба Господня, что и было исполнено к концу 1874 года. Туда поместили несколько святынь: камни с Голгофы, щепку дуба Мамврийского и частицы мощей святого Георгия Победоносца.
Это одно из самых необычных культовых мест Петербурга. Вероятно, причины сооружения крипты следует искать в противоречивом характере хозяина дворца: военный до мозга костей, участник Крымской и Русско-турецкой войн, почетный член ряда академий и университетов, кавалер нескольких десятков русских и иностранных орденов вел, мягко выражаясь, нескромный образ жизни. Кто знает, быть может, свойственное таким характерам стремление к крайностям подтолкнуло великого князя к паломничеству в Иерусалим, а затем — к воспроизведению увиденной им святыни.
Николай I выстроил дворец в подарок на совершеннолетие сына.
В роскошных интерьерах Николаевского дворца сегодня проводят собрания и банкеты.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 4
В НАШИ ДНИ: Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области; сдача помещений внаем.
Высокие парусные своды над парадной лестницей Николаевского дворца украшены лепниной.
Портрет великого князя Николая Николаевича Старшего. Николай Густавович Шильдер. Конец XIX в.
По желанию великого князя Николая Николаевича рядом с дворцом построили домовую церковь в древнерусском стиле, похожую на храм, который восхитил князя во время поездки в Ростов. В годы советской власти в церкви находился красный уголок, а иконы заменил бюст Владимира Ильича Ленина. Богослужения здесь возобновились только в 1999 году.