18c4ae88 2e9e 4d9e 83b2 3c311efab7f7 635676710048323869 Мраморный дворец

Гармония, воплощенная в мраморе

ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1768-1785 годы

СТИЛЬ: классицизм

Сегодня Мраморный дворец стал филиалом Государственного Русского музея.

Мраморный дворец, творение архитектора Антонио Ринальди, получил свое название из-за необычной для Санкт-Петербурга облицовки натуральным камнем вместо распространенной до этого штукатурки. Дворец представляет собой одно из наиболее оригинальных зданий Санкт-Петербурга в стиле раннего классицизма.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Мраморный дворец строился по распоряжению Екатерины II и предназначался для ее фаворита графа Григория Григорьевича Орлова. Существует легенда, что императрица сама начертила план будущего здания, и известно, что она лично посещала строительную площадку. Однако процесс постройки по разным причинам затянулся с 1768 по 1785 год, так что граф, умерший в 1783 году, не успел пожить в предназначенном ему дворце. Выкупив здание у наследников Орлова, Екатерина подарила его своему внуку, великому князю Константину Павловичу, который, однако, поселился в Мраморном дворце значительно позже. В 1797-1798 годах во дворце устроили резиденцию последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, кстати, находившего это помещение слишком тесным для своей многочисленной свиты. Последним владельцем резиденции был великий князь Константин Константинович, сделавший дворец своеобразным культурным центром. Князь публиковал стихи, подписывая их инициалами К. Р., и считался одним из интереснейших поэтов Серебряного века.

На протяжении 1937-1992 годов в здании находился Музей В. И. Ленина, теперь же Мраморный дворец является филиалом Русского музея. Постоянные экспозиции посвящены творчеству иностранных художников в России, проходят также временные выставки.

05e2010a af21 4ca6 86fe 7c7fa20359da 635676710197148130 Мраморный дворец

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ

Архитектурному решению Мраморного дворца свойственна классицистическая простота, его фасады чем-то напоминают римские палаццо XVII века. Цокольный этаж дворца был облицован гранитом, или, как его тогда называли, диким камнем, а два верхних — разноцветным мрамором, сочетание оттенков которого давало интересный полихромный эффект, в настоящее время почти утраченный. Архитектор показал тонкое понимание красоты разных видов камня, умело сочетая до тридцати пород мрамора, доставленных как из Карелии и с Урала, так и из Италии и даже с островов Греческого архипелага.

Внутреннее убранство дворца также отличалось большой изысканностью. Мраморная лестница, ведущая к парадным залам, — Лаковому, Орловскому, Мраморному и Китайскому — была украшена скульптурами «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь» работы выдающегося скульптора Федота Ивановича Шубина. Главным помещением дворца считался Мраморный зал, в убранстве которого использованы четыре вида мрамора, прибайкальский лазурит, многочисленные барельефы, а также уникальный паркет, созданный по рисункам самого Ринальди. В 1840-х годах реконструкцией здания занимался архитектор Александр Павлович Брюллов, чья заслуга состоит не только в реставрации покоев дворца, но и в перестройке служебного корпуса в стиле неоренессанса. Тогда же на фасаде этого корпуса был помещен лепной фриз «Служение лошади человеку» Петра Карловича Клодта.

Первоначальная отделка, выполненная по проекту Антонио Ринальди, со хранилась на парадной лестнице ив Мраморном зале.

ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Миллионнаяул., д. 5/1

В НАШИ ДНИ: филиал Государственного Русского музея

Перед входом во дворец установлен памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого, когда-то стоявший на Знаменской площади Петербурга.