Примерно в это же время был принят первый лесной закон в Финляндии; его основной целью было предотвращение дальнейшего обезлесения страны. Согласно закону, государственной лесной администрации вменялись в обязанность охрана и поддержание лесов в общенациональном масштабе, включая контроль за использованием частновладельческих лесов. С другой стороны, по инициативе сторонников укрепления крестьянского сословия — «наиважнейшего условия преуспеяния народного» — в 1892 г. было принято постановление об отведении участков на казенных землях под частнособственнические имения. Лесное ведомство Великого княжества Финляндского видело в Поземельных имениях угрозу уничтожения лесов. В Выборгской Карелии в начале XX в. около 99% лесов находилось в частном владении.
Леса Выборгской губ. были представлены следующими категориями: из подроста после выборочных рубок — 48% лесопокрытой площади, послепожарные — 23,8% , после подсек — 21,2%, после сплошных рубок — 1,8%, лесопосадки — 0,9%, леса на заброшенных сельскохозяйственных угодьях-2,2% . Таким образом, никаких коренных древостоев на Карельском перешейке не существовало уже 100 лет назад.
В Петербургской губ. доля лесов в частной собственности была меньше, чем в Выборгской Карелии, -71% лесной площади. Из всей же лесной площади в конце XIX в. дровяной лес составлял 48%, строевой лес —15%, «заросли» — 37% . В начале XX в. объемы рубок несколько снизились, так как лесная промышленность стала менее выгодной сферой приложения капитала, чем другие отрасли экономики.