europan26063 Колоссаль­ный ущербЗа годы войны железным дорогам края был нанесен колоссальный ущерб. Некоторые из них, например описанная выше линия Вей — марн—Чудово—Будогощь, дороги Волосово — Мшинская, Ристисеппя — ля — Валкярви, более не восстанавливались.

В послевоенные годы новые магистральные железные дороги в регионе не строили; проводилась в основном реконструкция существующей сети, включая электрификацию линий. Было проложено также большое количество боковых веток, обслуживающих вновь созданные промышленные предприятия, в том числе оборонного профиля. Обычно длина каждой такой ветки не превышает 10 км. В районах торфоразработок и лесозаготовок появилась густая сеть узкоколеек; некоторые из них были построены еще до войны. В последнем районе узкоколейные дороги часто прокладывались по насыпям заброшенных дорог широкой колеи.

Из рис. 35 видно, что сеть железных дорог региона имеет ярко выраженную радиальную форму. Ббльшая часть соединительных линий между радиусами проходит на расстоянии 20—40 км от центра Петербурга. Существуют районы, где расстояние до ближайшей железной дороги превышает 30 км. В центральных частях Карельского перешейка и на Ижорской возвышенности отсутствие рельсовых путей компенсируется довольно густой сетью автомобильных дорог. Некоторые же районы до сих пор остаются «труднодоступными».