ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1897—1901 годы
СТИЛЬ: псевдорусский
Вокзал, сейчас известный как Рижский, много раз переименовывался. Построен он был как Виндавский, затем был Балтийским, Ржевским и только в 1964 году обрел свое нынешнее название. Железнодорожные пути, ведущие к Балтийскому морю, были в конце XIX века крайней необходимостью. К 1901 году эта дорога была проложена, а в Москве построили оснащенный по последнему слову техники вокзал: его инфраструктура включала даже собственную электростанцию.
ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕРЕМА
Станислав Антонович Бржозовский, автор проекта, построил также Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. В то время модным архитектурным направлением в стране было обращение к русской старине, его наиболее яркими примерами стали здания Рижского вокзала авторства Бржозовского и Ярославского вокзала, созданного архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем. Псевдорусский стиль вокзалу придавало интересное авторское решение, которое заключалось в том, что цельное здание выглядело как три стоящих в ряд терема. Все декоративные элементы составляют в совокупности нарядную и затейливую картину, центральный «терем» по центру украшен высоким крытым крыльцом. Сложные фигурные формы кровли также вызывают ассоциации с русскими постройками XVI века.
В правом крыле находились помещения для пассажиров I и II классов, здесь был ресторан и комфортабельные комнаты для отдыха. В левом крыле, отведенном для пассажиров III и IV классов, были только туалет и скромная закусочная.
В 1995 году была осуществлена реставрация вокзала, с особым тщанием восстановили лепнину, люстры и другие детали внутреннего убранства. Изначально довольно загруженный и оживленный, Рижский вокзал в наше время стал более тихим и работает только в дневном режиме, но при этом представляет собой наиболее удачно реставрированный архитектурный памятник такого рода в Москве.
СТАНЦИОННЫЙ МУЗЕЙ
В 2004 году на станции был открыт железнодорожный музей, в котором под открытым небом представлены многочисленные образцы старинных паровозов и вагонов. Среди экспонатов есть старинный вагон-ресторан, вагон, предназначенный для проезда лиц из высшего общества, бронированный вагон 1932 года, паровоз ОВ-841, или «овечка», как его часто называют, построенный в 1903 году и оснащенный керосиновыми фонарями. В здании музея экспонируется макет города с железнодорожными путями и маленькими поездами, которыми посетители могут поуправлять, попробовав себя в роли машиниста.
Со станции начинается экскурсионный паровозный маршрут, посвященный истории московских железных дорог. Отправившись в поездку с Рижского вокзала до платформы Красный Балтиец, где сохранено старинное депо, пассажиры могут заглянуть в топку паровоза, посидеть в его кабине, помочь заправить паровоз водой из колонки.
В 1995 году Рижский вокзал отреставрировали, уделив особое внимание внутренней отделке
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Москва, пл. Рижского вокзала, д. 2
В НАШИ ДНИ: пассажирский терминал станции Москва-Рижская, железнодорожный вокзал Москвы, Музей железнодорожной техники.