Сердце торгового Петербурга
ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1761-1785 годы
СТИЛЬ: классицизм
Гостиный двор стал местом не только для покупок, но также для встреч и прогулок.
Большой гостиный двор является одной из первых построек Санкт-Петербурга, выполненных в стиле классицизма. Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот не только привнес в русскую архитектуру черты французского классицизма, но и лично обучил мастерству множество русских студентов, в числе которых были такие таланты, как Иван Егорович Старов и Василий Иванович Баженов. Будучи первым профессором архитектуры в Петербургской академии художеств, Валлен-Деламот создал в русском зодчестве целое классицистическое направление.
ГОСТИНЫЕ ДВОРЫ В РОССИИ
Специфика гостиных дворов заключалась в том, что они предназначались не только для оптовой торговли, но и для проживания купцов, и для хранения товара на весь срок, пока продукция не будет реализована. Традиция гостиных дворов в России имеет древнюю историю. В Москве купцы из разных стран имели свои отдельные гостиные дворы, в Санкт-Петербурге первый гостиный двор появился уже при Петре I, правда, он представлял собой просто ряды бревенчатых лавок. Нынешний Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге стал для своего времени одной из главных вех градостроения. Утвержденный сначала проект, принадлежавший авторству Бартоломео Франческо Растрелли, был отклонен финансировавшим постройку купечеством как слишком затратный — Растрелли предлагал возвести здание в пышной стилистике барокко, украсив его дорогостоящей лепниной и скульптурными изваяниями. Купцы поручили проектирование самого крупного в городе торгового объекта французскому архитектору Валлен-Деламоту, который воплотил его в стиле классицизма. Строительство продолжалось довольно долгое время, с 1761 по 1785 год.
АРХИТЕКТУРА И БЫТ БОЛЬШОГО ГОСТИНОГО ДВОРА
Форма Большого Гостиного двора была традиционной для такого рода построек, однако он был намного больше любого подобного сооружения, по периметру протянувшись более чем на километр. Двухэтажные фасады имеют лаконичную повторяющуюся планировку, ряды одинаковых арок образуют в плане неправильный четырехугольник, чуть скругленный по углам. Сначала предполагалось, что торговые ряды будут строго упорядочены по составу товара. Основные линии здания получили свои названия по этому принципу: Зеркальная, Перинная, Суконная (Большая Суровская) и Малая Суровская. Главный вход, обращенный к Невскому проспекту, был украшен портиком, состоявшим из четырех колонн. В 1886-1887 годах он был отреставрирован и дополнительно декорирован под руководством Николая Леонтьевича Бенуа.
Большой Гостиный двор быстро стал не только тем местом, где можно было купить любую вещь, но и своеобразным досуговым центром для всех слоев петербургского общества, от титулованных особ до простого люда. Бывали здесь и Александр Сергеевич Пушкин, и Николай Васильевич Гоголь. Огромное торговое заведение имело свои традиции, уклад, легенды, здесь назначали свидания, присматривались к модным новинкам, просто прогуливались.
СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРМАГ
Изначально отделенные друг от друга купеческие лавки при реставрации в 1955-1957 годах были объединены в одно помещение. Сейчас Большой Гостиный двор представляет собой огромный торговый центр, в котором более трех тысяч предприятий России и других стран предлагают свою продукцию. Здесь также находится Галерея высокой моды, проводятся выставки, музыкальные вечера и мастер-классы. В качестве значимого памятника архитектуры здание универмага находится под охраной ЮНЕСКО.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 35
В НАШИ ДНИ: торговый комплекс
Гостиный двор — один из немногих объектов Санкт-Петербурга, ни разу не менявших свое назначение. Даже во времена войны и блокады он работал без перерывов.