В разд. 6.3 упоминалось о дискуссии по поводу влияния обезлесения на обмеление рек в последние столетия. Версия о таком влиянии аргументируется, в частности, сведениями о заходе в средние века судов в реки Коваши, Копорка, Стрелка, Ижора и др. Однако прогрессирующее снижение водности рек не подтверждается климатическими и гидрологическими данными. Кроме того, доказано, что сведение лесов уменьшает не общий годовой, а меженный сток — в основном летний. Что касается воздействия осушения водосборов, то оно, скорее, увеличивает сток. Наконец, нельзя забывать о том, что средневековые речные суда имели меньшие размеры и большую проходимость, чем нынешние; при этом подъем вверх по небольшим рекам был возможен только весной, при высокой воде.
Наряду с судоходством, еще одна функция, которую реки выполняли, по крайней мере в последние три столетия, — молевой сплав леса. Его начали осуществлять, когда лес стал необходим в больших количествах для строительства Петербурга и особенно для вывоза на экспорт. Для лесосплава использовались все сколько-нибудь заметные реки региона к югу от Невы. По данным «Военно-статистического обозрения…» , С. Г. Кащенко и другим источникам, всере — дине XIX в. сплавными реками были Кобона, Лава, Сарья, Шальдиха, Назия, Мга,
Мойка, Тосна, Черная, Луга, Оредеж, Суйда, Кременка, Ящера, Лемовжа, левые притоки Луги — Саба и Долгая, Россонь, Плюсса, Нарова и целый ряд более мелких рек. В южной части Карельского перешейка сплавное значение имела Ав — лога, в Выборгской Карелии использовались Сайян-йоки и несколько других речек. До 1939 г. сплав производился и по Вуоксе, в основном на участке выше Энсо, куда сплавлялся лес из оз. Сайма.