europan14273 Гидрографическая сетьДо сих пор мы рассматривали только изменения, вносимые человеком во внутреннюю гидрографическую сеть региона. Но поскольку «окно в Европу» не могло существовать без моря, состоянию и «обустройству» последнего всегда уделялось большое внимание. Поэтому нельзя обойти молчанием все, что связано с Финским заливом, и в данной книге. Тем не менее основная ее задача — разобраться в изменениях ландшафтов, т. е. «сухопутных» природных комплексов, — вынуждает лишь очень кратко сказать об антропогенных воздействиях на восточную часть Финского залива. При этом акцент сделан на изменениях береговой линии, затрагивающих соотношение моря и суши.

Первый искусственный остров Финского залива—крепость Крон — шлот — появился вблизи южного берега о. Котлин в начале XVIII в. по инициативе Петра I. В течение XIX в. Невская губа была перегорожена многочисленными оборонительными сооружениями, среди которых основная роль принадлежала каменным фортам.

Гидрографические особенности Невской губы — малые глубины и обширные отмели, наиболее опасные при частых волнениях, — способствовали тому, что она получила название Маркизовой лужи. С появлением паровых судов условия плавания по Невской губе полностью перестали удовлетворять мореходов. В 1874— 1885 гг. по дну Маркизовой лужи от устья Невы до Кронштадта был прорыт судоходный Морской канал длиной 30 км и шириной 80—120 м. При строительстве канала были изменены очертания некоторых островов — например, Канонерского и Гутуевского, ныне находящихся в черте Петербурга. Берега канала на значительном протяжении были защищены специальными каменно-земляными дамбами.