Промежуточной формой поселений были Рядки—Селения, где жители не занимались сельским хозяйством. Кроме торговли, другие Непашенные люди жили ремеслами или промыслами. В регионе наиболее крупным рядком был «приписанный» к Кореле Сванский Воло — чок у берега Ладоги, на Тайпальском перешейке. Жители его занимались рыболовством. Известен также «торговый рядок у Клетей»: в НПК 1500 г. он отмечен «на реце на Ижоре, от Невы 7 верст».
Монастыри, как центры расселения и хозяйства, в нашем регионе в XVI в. не играли той роли, которая была характерна для них в районе Новгорода или на Севере Руси. Число монастырей, находившихся вне городов, не превышало десятка; в основном это были мелкие монастырьки. Один из наиболее крупных в регионе Коневский монастырь был основан Арсением Коневским в 1393 г на о. Коневец на Ладоге. Этот монастырь, как и гораздо более крупный Валаамский, вел в течение столетий планомерное освоение и окультуривание островов Ладоги.
Читателю, наверное, небезынтересно узнать о заселении на рубеже XV и XVI вв. той территории, где впоследствии был заложен Петербург. За почти трехвековую историю города сложился устойчивый стереотип, во многом обязанный своим происхождением А. С. Пушкину: до 1703 г. низовья Невы якобы были болотистыми, пустынными и могли дать приют лишь «убогому чухонцу». Однако, по данным НПК, от этого образа остается весьма немного. Вот что писал Г. А. Немиров : «Лица, сохраняющие о Петербурге до его основания представление как о финской болотистой пустыне, вероятно будут очень удивлены, когда… узнают, что “пустынники”, населявшие местность и ближайшие окрестности нынешней столицы, принадлежали к весьма аристократическим русским фамилиям; здесь тогда имели свои поместья и усадьбы… Уваровы, Бестужевы, Нелединские, Бибиковы, Супоневы, Бровцыны, Мышецкие, Неклюдовы, Нащокины, Хвостовы, Ушаковы, Забелины, Чертовы, Пушкины, Быковы, Хомутовы, Годуновы, Крекшины, Елагины, Колычевы, Вышеславцевы и др.».