europan28932 Эпоха благоденствия«Эпоха благоденствия» для городов и сел, расположенных на ладожских каналах, закончилась с пуском железной дороги Обухово — Званка и далее на Череповец в 1906 г. Уже во второй половине XIX в. Староладожский канал играл вспомогательную роль, а после прокладки через Волхов железной дороги все гидротехнические сооружения были заброшены. Шлиссельбург и Новая Ладога оказались в стороне от новых транспортных путей; их транзитное и торговое значение снизилось, а население начало сокращаться. В советскую эпоху, после появления новых типов судов, безопасных для плавания по бурной Ладоге, и постройки Беломорканала, грузопоток по ладожским каналам еще более сократился и не превышал 1/3 всего грузопотока на пути между Невой и Свирью. Из-за многочисленных перегрузок стоимость перевозок по каналу из Череповца в Ленинград была значительно выше железнодорожных тарифов.

Последний всплеск экономической активности в Южном Прила — дожье, связанный с использованием водных ресурсов, пришелся на 1940—1960-е гг. В это время г. Новая Ладога становится «рыболовной столицей» всего Приладожья: здесь собирается довольно мощный флот, строятся рыбоперерабатывающие предприятия. Тогда же возник проект организации рыбоводного хозяйства на прудах-резервуарах Староладожского канала, существование водохранилищ таким образом было продлено на несколько десятилетий. Для рыборазведения с 1959 г. использовались шесть прудов из восьми. Это потребовало очистки водоемов, ремонта водоспусков для обеспечения полной осушки при отлове рыбы, возведения дамб для уменьшения притока в пруды болотных вод. По-видимому, в тот же период были обновлены гидротехнические сооружения в системе Волкосарское болото — оз. Сосенское — Петербургский пруд. Был построен новый шлюз у восточной оконечности оз. Сосенского, углублены старые и прокопаны новые канавы. В прудах выращивали товарного карпа с подсадкой сиговых. Из-за низкой естественной биопродуктивности и кислой реакции воды требовалось регулярное известкование и удобрение водоемов. В 1964 г. в Кривоколенский пруд выпустили молодь байкальского омуля и осетра, но этот эксперимент окончился безрезультатно.