ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1784—1786 годы
СТИЛЬ: классицизм
Пом Пашкова находился на углу оживленных улиц -Моховой и Знаменки.
Пом Пашкова, вероятно, строил Василий Иванович Баженов, хотя письменных свидетельств этого не сохранилось.
В Москве есть несколько мест, традиционно считающихся сакральными. Как раз в такой точке — у впадения реки Неглинной в Москву-реку — расположен Боровицкий холм Кремля. А на противоположном берегу Неглинной, на древнем Ваганьковском холме (его нередко называют одним из семи московских холмов), высится величественный дворец в классическом стиле.
Это единственное старинное здание в Москве, откуда Кремль виден как на ладони.
Есть версия, что именно на этом холме когда-то находился Опричный двор Ивана Грозного и его таинственная библиотека.
ДОМ, СОПЕРНИЧАЮЩИЙ С КРЕМЛЕМ
Идея строительства принадлежала одному из богатейших людей России своего времени — капитан-поручику лейб-гвардии Петру Егоровичу Пашкову, сыну денщика Петра I. Капитан потратил огромные средства, чтобы выкупить у многочисленных владельцев весь Ваганьковский холм для своего дворца.
Предполагают, что архитектором проекта был знаменитый Василий Иванович Баженов, находившийся тогда в опале у Екатерины II, которая отвергла его проект реконструкции Кремля. Видимо, этим объясняются и стремление сделать новый дворец выше царской резиденции, и его расположение «спиной» к Кремлю: главный вход в усадьбу был устроен не с Моховой улицы, а с противоположной стороны.
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
К сожалению, дворец сильно пострадал в пожаре 1812 года и некоторое время был почти заброшен. Как сообщает очевидец, «окошки забиты досками, сад порос мохом и густою травою, пруды пусты». В 1839 году дворец был продан в казну за 300 тысяч рублей для размещения в нем Московского дворянского института. Вместо сгоревшего деревянного бельведера поставили новый, каменный. Замечательные статуи, в том числе Минерву — символ Екатерины — восстанавливать не стали. Однако уже через 20 лет началось новое переустройство дворца в связи с передачей его для хранения коллекций Румянцевского музея — собрания произведений искусства и рукописей видного государственного деятеля Николая Петровича Румянцева, переданных после его смерти, в 1826 году, государству. При советской власти картины этого собрания вошли в основном в состав коллекций Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Третьяковской галереи, а книги — в фонд Российской государственной библиотеки, для которой рядом было выстроено отдельное здание. Теперь в Доме Пашкова находится собрание редких книг.
Основатель Румянцевского музея граф Николай Петрович Румянцев был большим любителем древностей, коллекционировал рукописи, редкости и разные диковинки. Помимо его коллекций, в музее было множество других ценных экспонатов. Император Александр II передал в музей 200 картин из коллекций Эрмитажа, а великая княгиня Елена Павловна пожертвовала в 1862 году коллекцию скульптурных произведений. В 1864 году в Румянцевский музей попали экспонаты Этнографической выставки, и, наконец, из интересной коллекции различных предметов, пожертвованных князем Василием Андреевичем Долгоруковым, образовался в музее целый зал, названный Долгоруковским.
Долгое время Дом Пашкова использовался как смотровая площадка. С его террасы можно было обозревать окрестности Москвы
ГДЕ НАХОДИТСЯ:
Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1
В НАШИ ДНИ: Российская государственная библиотека
Считается, что на Ваганьковском холме находился Опричный двор Ивана
Грозного. Здесь якобы спрятана его знаменитая библиотека, а в самом холме прорыты тайные ходы к усадьбе Малюты Скуратова.
В XVIII веке Пом Пашкова окружал английский сад с павлинами и журавлями.
В начале ХХ века смотрителем Румянцевского музея был Иван Цветаев — отец знаменитой поэтессы Марины Цветаевой. Интересно, что он отказался хранить здесь рукописи Льва Николаевича Толстого, чем сильно обидел его супругу Софью Андреевну.