Как размещены сегодня автомобильные дороги края по его ландшафтным районам? Поскольку сеть автодорог, как и рельсовых путей, имеет радиальный характер, наибольшей плотности магистрали достигают в пределах Приневской низменности. Дороги стали привычной чертой ее пейзажа, особенно в южной, безлесной части низины. Однако точно оценить их густоту здесь практически невозможно, поскольку постепенно размывается грань между загородными магистралями и внутригородскими проездами.
Для оценки вклада безрельсовых дорог в облик ландшафтов была рассчитана густота дорожной сети, куда включались только дороги с твердым покрытием. Самый освоенный в сельскохозяйственном отношении Ижорский ландшафтный район имеет плотность дорожной сети 0,34 км/км2. В слабоосво — енном и наиболее запустевшем Верхнеохтинском ландшафтном районе густота дорог оказалась ненамного меньшей — 0,26 км/км2. Однако более показательны для оценки «веса» дорог в ландшафтах площадные соотношения. С учетом средней ширины дороге обочинами, составляющей на Ижорском плато около 9 м, а в Верхнеохтинском ландшафтном районе 7,5м, получаем, чтовпервом районе дороги занимают 0,3% территории, а во втором — 0,2%. Однако фактическая площадь, которую крупные дороги «изымают» из ландшафта, за счет придорожных «полос отчуждения», по крайней мере, в три раза больше площади, занимаемой самим дорожным полотном; это составляет соответственно 0,9 и 0,6%. Почти 1% территории, отведенной под дороги и придорожные полосы, — это много для такого освоенного района, как Ижорская возвышенность, и превышает долю площади, занятой карьерами по добыче стройматериалов.