В конце XVIII — начале XIX в. на реках южной части Карельского перешейка появились плотины с водохранилищами, устроенные при заводах частных владельцев: Меднозаводский Разлив при медеплавильном заводе на р. Черной — притоке Сестры, Елизаветинское озеро при лесопильном заводе, разлив на р. Рощинке при чугунолитейном заводе и др. Самым крупным искусственным водоемом в этой группе является Меднозаводский Разлив, называемый также Медным озером, с площадью зеркала около 1 км2. Здесь р. Черная была перегорожена земляной дамбой д линой 500—700 м, шириной около 10 м и высотой 2—3 м. Образовавшееся при этом озеро с островком посередине хорошо «вписалось» в окружающий ландшафт песчаных равнин и невысоких камовых холмов и давно уже воспринимается местными жителями и многочисленными отдыхающими как естественный водоем.
В Выборгской Карелии после, получения Финляндией независимости строительство малых ГЭС велось в гораздо бблыиих масштабах, чем в Ленинградской обл. Автор не располагает сведениями о времени сооружения первой ГЭС на Карельском перешейке. К 1939 г. количество станций достигло максимума — около 25, по данным разных источников. Мощность каждой из этих ГЭС, как правило, не превышала 250 кВт, а их суммарная мощность составляла 1,9 тыс. кВт. ГЭС работали на всех сколько-нибудь крупных реках перешейка, кроме пограничной р. Сестры. Наибольшее количество станций, три, было на р. Хоуни — йоки. Эти станции давали энергию нескольким бумажным фабрикам, а также для коммунальных нужд Выборга. По некоторым сведениям, ГЭС Петяярви на р. Волчья была самой крупной частновладельческой плотиной в довоенной Финляндии. Все плотины малых ГЭС Выборгской Карелии, несмотря на наличие строевого леса, были бетонными, бутобетонными и бутовыми; дерево применялось только для строительства водоподводящих лотков. Благодаря неразвитости речных долин и общей зарегули — рованности стока на перешейке, здесь при подпоре плотинами почти не образовалось сколько-нибудь крупных водохранилищ. После войны 1941—1944 гг. большинство ГЭС Выборгской Карелии были реконструированы, причем часто с увеличением их мощности.