europan11682 Диффузия населенияПоскольку к началу XVI в. большинство деревень Водской пятины были довольно «старыми» и имели установившуюся площадь пашни, это вело к диффузии населения — образованию починков или миграции крестьян в другие деревни на освободившиеся участки. Поэтому в первой половине XVI в. шло разукрупнение больших дворов и активное формирование новых единиц расселения.

Между 1540 и 1569 гг. в Водской пятине наблюдается обратный процесс укрупнения деревни: число и удельный вес однодворных поселений падают, увеличивается число средних и крупных деревень. Так, в Копорском уезде на каждое поселение в 1569 г. приходилось по 5,3 двора — максимальный показатель среди всех новгородских земель. В менее развитом Ладожском уезде среднее число дворов в поселении увеличилось с 1,5 до 1,9. Эти сдвиги в расселении связывают, в частности, с изменениями податной политики государства в XVI в. — переходом от поземельного к подворному обложению. Нужно также принимать во внимание, что данные о населении уездов Водской пятины с середины XVI в. не отличаются полнотой из-за развернувшихся здесь военных действий.

Наиболее динамичным развитием в XV—XVI вв. отличалась Корела. К концу существования Новгородской республики это был самый крупный ее город после Новгорода. По переписи 1568 г. здесь было уже 406 дворов, или около 2000 чел. О значении Корелы как важного военного, торгового и ремесленного форпоста Северо-Западной Руси свидетельствует «жалованная грамота», изданная Борисом Годуновым в 1598 г., в период между Тявзинским и Выборгским мирными договорами со Швецией. Для обеспечения скорейшего восстановления пострадавшей от войн Корелы жителям города были предоставлены жилищные, торговые, налоговые и другие льготы.