К началу XX в. Петербургский железнодорожный узел представлял собой две изолированные системы линий — левобережную и правобережную, включавшую дороги Карельского перешейка. Последние состояли из трех не связанных между собой участков: Петербург—Выборг, Приморско-Сестрорецкой железной дороги и узкоколейной Ириновской дороги с ветками Охта — Борисова Грива и Мельничный Ручей — Шереметьевка. Участки обслуживались соответственно Финляндским, Новодеревенским и Ириновским вокзалами. Последние два сейчас не существуют. Сестрорецкая дорога использовалась исключительно для пригородно-дачных перевозок, а также поездок в Кронштадт через Лисий Нос. Ириновская дорога строилась вначале для транспортировки торфа, затем стала обслуживать пригородные перевозки, а также нужды Ржевского военного полигона.
Интенсивное железнодорожное строительство велось в регионе, как и по всей России, в начале XX в. Вспомним, что именно в это время была построена Транссибирская магистраль. В 1904 г. закончилось сооружение Витебской линии, связавшей Петербург с западными районами Белоруссии и Украины. В 1906 г. пустили первую в восточном направлении линию Обухово—Мга—Званка и далее на Вологду.
С наибольшим ускорением железные дороги строили перед Первой мировой войной и в ее ходе. Так, в течение 1914—1917 гг. было сдано в эксплуатацию 7 линий, полностью или частично проходивших по рассматриваемому нами региону; из них самой протяженной была дорога Званка — Романов-на-Мурмане. В годы войны была построена система Рокадных железных дорог, соединявших основные радиальные магистрали, ведущие от Петрограда: Идрица — Псков — 1дов — Нарва, Волосово — Мшинская, Гостинополье — Чудово. В 1914 г. наконец соединили железные дороги правого и левого берегов Невы, построив ветку через Финляндский мост.