Один из суходолов — фрагментов древней речной сети, осушенной карстом, глубиной до 10 м, прослеживается на протяжении почти 40 км в центральной части возвышенности. Между д. Каськово и д. Шундорово это сухое русло проходит параллельно шоссе Петербург — Нарва; на дне его местами образованы искусственные запруды. Г. А. Немиров в 1888 г. предположил, что этот суходол когда-то был верхней частью р. Ижоры; постепенно ее истоки под воздействием карста сместились к востоку. Интересно, что Немиров указывает на современный ему исток Ижоры вблизи д. Мал. Ту — ганицы; сейчас же исток реки прослеживается у с. Скво — рицы, т. е. в 8 км северо-восточнее. Таким образом, можно предположить постепенное «сползание» реки с Ижорской возвышенности вследствие развития карста.
А. Т. Харитонычев, основываясь на изучении ландшафтов Нижегородского правобережья Волги, делает вывод о замедлении карстовых процессов при усилении хозяйственной деятельности. Однако для подобных выводов по нашему региону пока недостаточно фактов.
Открытые участки побережий Финского залива и Ладоги подвергаются воздействию Волноприбойной деятельности и ветра. Следы периодических штормов, сопровождающихся нагонами воды, сохраняются в виде систем Береговых валов . По свидетельству Н. А. Соколова, 27 августа 1879 г. во время сильной бури, вызванной юго-западным ветром, образовался громадный береговой вал, состоящий из песка, гравия и галек. Высота вала была 1 м, ширина основания 5-15 м, длина около 9 км. На каждый метр береговой линии было намыто 8 м3 песка, а на весь берег — приблизительно 80 000 м3. После возведения защитной дамбы воздействие штормов на северное побережье Невской губы было ослаблено.