В южной части региона самой крупной из вновь проложенных прямых автотрасс стало Мурманское шоссе, строившееся в течение не одного десятка лет. Участок магистрали, пересекающий Южное При — ладожье, проведен в 1960-е гг. по старой грунтовой дороге и проходит через некоторые населенные пункты. Самый новый, 28-километровый участок дороги, отходящий на восток от Петербурга и преодолевающий Неву по Ладожскому мосту, рассекает почти пополам Колтушскую возвышенность и минует все поселки и деревни.
Таким образом, новые скоростные автомобильные дороги выполняют чисто транзитные функции и ни в коей мере не образуют новые «оси расселения». Скорее, происходит не «притягивание» населенных пунктов к трассе, а своеобразное «отталкивание» их.
При достижении любым городом определенной площади, численности населения и насыщенности внутренних транспортных потоков возникает необходимость в сооружении обходных магистралей. О таких дорогах в России заговорили уже в начале XX в. И если нынешняя столица страны подошла к рубежу тысячелетия с полностью построенной и действующей кольцевой дорогой, то Петербургу до этого еще далеко. Несмотря на обилие проектов сооружения обходных магистралей, город, обращенный к морю, всячески противился любому «закольцеванию». Даже паллиативный вариант — сооружение так называемой Центральной дуговой магистрали, огибающей город со всех сторон, кроме западной, — полностью не реализован. Отдельные части проектируемой ЦДМ — Ленинский проспект, проспект Славы, Народная улица, проспекты Непокоренных и Богатырский — давно уже оказались в глубине городской застройки и возлагавшуюся на них функцию выполнить не смогут.