europan12068 Плохое качествоВ России «избытка» дорог никогда не было, а их отсутствие либо плохое качество вошли в стереотипы восприятия страны иностранцами. В полной мере сказанное относится и к нашему региону. В задачу этой главы тем не менее не входит анализ обеспеченности территории дорожной сетью. Мы рассмотрим здесь, как дороги, пусть и малочисленные, влияют на окружающие ландшафты. Это влияние может быть прямым и косвенным. Первое подразумевает непосредственные изменения ландшафтов в полосе, примыкающей к дороге, в связи с ее сооружением и эксплуатацией. Под вторым имеется в виду опосредованное влияние дорог на освоение региона и соответственно изменения его ландшафтов.

Дороги — категория историческая: преобладание транспортных путей определенного типа в ту или иную эпоху обусловливалось степенью развития средств передвижения. До появления железных дорог важнейшими транспортными магистралями в нашем регионе, не обделенном реками и озерами, были водные пути. Трудно переоценить роль Невы и Волхова, составлявших часть пути «из варяг в греки», в средневековом развитии Северной Руси и стран Северной Европы. Река Луга имела ведущее значение для славянской колонизации земель к югу от побережья Финского залива. Все города-крепости, возникшие в регионе в средние века, стояли «при воде»; даже к Копорью, как считают, можно было подойти на судах со стороны Финского залива. В качестве судоходных использовались Вуокса, Оредеж и многие малые реки.

Прямое влияние речных и озерных транспортных путей на ландшафты было несопоставимо меньшим с их косвенным воздействием. Следует отметить, что зимой ббльшая часть рек превращалась в санные пути и в течение долгих веков на территории не было лучших дорог с «твердым покрытием».