Другая «неприятность», связанная с Невской губой, — частые наводнения в Петербурге и Кронштадте. Однако установить причину этих стихийных бедствий смогли не сразу. Проекты защиты территории Петербурга от подъема воды появились еще в петровскую эпоху. Идеи в основном сводились к подсыпке территории города либо сооружению высоких ограждающих дамб вокруг островов Невской дельты. Через год после катастрофического наводнения 1824 г. П. П. Базен, тогдашний директор Институтаин — женеров путей сообщения, представил правительству проект заградительной каменной дамбы длиной 22 км, которая перекрыла бы Финский залив от Лисьего Носа через Кронштадт до Ораниенбаума. Это была дамба в полном смысле слова, поскольку предлагалось сделать лишь два отверстия: шлюз в районе Морского канала для пропуска судов и водослив у южной оконечности дамбы. Но необходимость проводить суда через шлюз вызвала основные возражения против проекта, и последний не был осуществлен. Всего проектов и предложений по защите Петербурга от наводнений было около дюжины, включая полуфантастичес — кую идею полной засыпки Невской губы. Однако именно проект Базе — на стал прообразом знаменитой ленинградской дамбы более чем за 150 лет до ее возведения.
Речь идет о строительстве «Комплекса сооружений по защите Ленинграда от наводнений»—таково официальное название. Окончательный проект комплекса был разработан к 1978 г. Ленинградским отделением института Гидропроекг в сотрудничестве с 52 другими организациями. Тогда же началось строительство, ставшее одной из последних всесоюзных комсомольских строек. Согласно проекту, комплекс включает 11 каменно-земляных дамб, протягивающихся от ст. Бронка на южном берегу Финского залива к о. Котлин, через о. Котлин и далее к ст. Горская на северном берегу. Общая длина дамб 25,4 км, в том числе по воде — 22,2 км. Между дамбами предусмотрены два судопропускных сооружения: одно — в южной части, в створе Морского канала ; другое, предназначенное для прохода речных судов, — в северной части.