europan10163 Военно оборонитель­ные сооруженияМеньше всего рассматриваемая территория унаследовала от шведской этнокультурной традиции. Сохранившиеся военно-оборонительные сооружения и немногочисленные средневековые дома не дают представления о характере организации пространства. Впрочем, учитывая этническую историю региона, таких следов не могло и быть. Территорию, присоединенную к Швеции, осваивали в основном финские крестьяне. Шведские землевладельцы, за небольшим исключением, не жили сами в пожалованных им ингерман — ландских имениях, а управляли ими через приказчиков. Так или иначе, но памятники шведской усадебной культуры до XVTII в. в регионе неизвестны.

Массовое устройство дворянских усадеб в регионе началось с петровского времени. Хотя и прежде здесь существовали усадьбы шведских и прибалтийско-немецких землевладельцев, но с появлением «подстоличных» поместий на территории возникла качественно новая форма организации жилища и всего прилегающего ландшафта. Почти каждая усадьба строилась не как временное местопребывание для отдыха, а как постоянное «гнездо», где хозяева намеревались вести хозяйство и жить полноценной жизнью.

Сеть императорских и великокняжеских резиденций от Ораниенбаума на западе до Гатчины и Павловска на юге заложила каркас освоения территории южных окрестностей Петербурга на многие годы. Но и каждая усадьба рангом пониже становилась локальном центром ландшафта в новом варианте его организации. Здесь возводился усадебный дом — центр планировки усадьбы и ядро нового освоения. Вокруг располагались усадебные постройки функционального назначения, связанные в основном с занятиями сельским хозяйством.