Земли нижнего Приневья в начале и первой половине XVI в. входили в состав двух погостов: Спасского и Ижорского. В обоих погостах было более 500 поселений, где жило от 7 до 9 тыс. чел. Уже на рубеже XV—XVI вв. плотность населения Ижорского погоста была 2,5— 3 чел./км2 .
В границы современного Петербурга входило не менее 50 селений, в основном они имели по 1—3 двора. В самом конце XV в. быстро растет население в торгово-ремесленных селах особой «Великого князя волости на реце на Неве, у моря» — по-видимому, имелись в виду земли правобережья Невы вблизи устья Охты. Г. А. Немиров считал, что рост этих поселений произошел почти исключительно за счет торговцев и промышленников. Таким образом, устье Невы стало «точкой роста», по крайней мере, за 150 лет до основания шведами Ниена и более чем за 200 лет до заложения Петром I Санкт-Петербурга.
По данным шведских налоговых книг, в середине XVI в. в западной части Карельского перешейка, принадлежавшей Швеции по Оре — ховецкому договору 1323 г. , было около 2600 сельских дворов. Селения довольно равномерно распределялись по территории. Большинство финских историков считают, что в особенно благоприятных для сельского хозяйства районах Финляндии и Карелии все деревни, бывшие до 1939 г., существовали уже в XVI в. При этом в ряде местностей имелось настолько большое количество дворов, что оно было превзойдено лишь в XIX в..