С созданием новых видов оружия, прежде всего дальнобойной артиллерии, появилась необходимость в полигонах гораздо большей площади, нежели Красносельский, расположенный к тому же в густонаселенном районе. Такое «свободное место» было выбрано к северо-востоку от Петербурга, восточнее р. Охты, в малонаселенном и заболоченном Юго-Западном Приладожье. Артиллерийский полигон возник, по-видимому, на базе военного поселения первой половины XIX в., размещавшегося на левобережье Охты между Пороховыми заводами, Ржевкой и Мурино. Со второй половины XIX в. за полигоном укрепилось название Ржевского. К началу XX в. это была наиболее крупная из всех территорий, использовавшихся для военных нужд; площадь ее превышала 100 км2. Здесь производились учебные стрельбы и испытания новых видов оружия. Для этого расчищались от леса широкие просеки — Директрисы, направленные на север и северо-восток, возводились разного рода мишени и укрытия, осушались болота и т. д. Последствия таких площадных воздействий на ландшафты заметны до сих пор.
Советская Россия, а впоследствии СССР «унаследовали» большинство военных баз и полигонов царского времени. В Петроградской губ. после Кронштадтского мятежа 1919 г. модернизировались форты Красная Горка и Серая Лошадь, расширялся Ржевский полигон. В одном из экспедиционных отчетов 1920-х гг. упомянуто о том, что выселенные при сооружении полигона жители д. Пурново возвращаются на прежние места, несмотря на риск быть выселенными вновь. По-видимому, конец всем надеждам на возвращение положило массовое выселение ингерманландских финнов, проведенное в 1930-х гг. .
Как только регион был рассечен «железным занавесом», с обеих его сторон началась подготовка к будущей войне. Раньше всего милитаризация охватила Карельский перешеек: Финляндия, видевшая в Советской России основную угрозу своему существованию, придавала особое значение укреплению юго-восточных границ. Уже в 1919 г. к сооружению оборонительных укреплений в районе р. Тайпале были привлечены французские военные инженеры. К1924 г. вдоль Вуоксинской системы и южнее Выборга было построено несколько десятков каменно-бетонных огневых точек — Линия Энкеля, названная так по фамилии начальника генштаба финской армии.