Вообразим такую смену длительных состояний в одном и том же ландшафте, когда из тысячи лет 400 приходилось на «сосновые» состояния, 300 — на «еловые» и 300 лет — скажем, на «березовые». Какое из этих состояний считать коренным? Условность любого из ответов на этот вопрос говорит сама за себя. Только в некоторых типах ландшафтов имеется одно преобладающее сообщество, почти не сменяющееся во времени.
Итак, при рассмотрении динамики ландшафтов в длительной исторической перспективе само понятие Коренной лес теряет смысл. Гораздо более конкретное содержание имеет понятие Длительное состояние ландшафта, характеристики которого во многом соответствуют характеристикам растительного сообщества. Вместо рассуждений на тему о том, коренное ли сообщество в данном ландшафте или нет, следует попытаться определить длительность данного состояния ландшафта, его периодичность и вероятность смены другими состояниями.
Мы уже выяснили, что в регионе трудно найти древостой, который бы не вел свое происхождение от вырубки или гари. Поэтому все изменения напочвенного покрова по мере роста лесов и смыкания их полога можно рассматривать как стадии послепожарных и послерубоч — ных сукцессий. Такие процессы можно условно считать спонтанными, поскольку они происходят без участия человека или при слабом его влиянии. Исключение составляют сукцессии в лесах, подвергающихся сильной рекреационной нагрузке. Особняком стоят и процессы лесовосстановления на бывших сельскохозяйственных угодьях, где предшествующее антропогенное воздействие было длительным и изменило строение почвенного профиля, микрорельеф и, нередко, режим увлажнения.
В данной книге нет возможности подробно освещать изменения напочвенного покрова в лесах. Можно выделить лишь основные закономерности этих процессов с учетом их значения для ландшафта в целом. Вопросы зарастания вырубок и гарей неплохо освещены в геобо — танической и лесоводческой литературе; для Ленинградской обл. их обобщение выполнено А. А. Ниценко.
Самый сильный из воздействующих после рубок и пожаров экологических факторов — осветление. Резкое изменение светового режима сразу же приводит к исчезновению из сообществ большинства типично лесных видов. Вновь созданные экологические ниши немедленно заселяются светолюбивыми растениями: опушечными и луговыми мезофитами, а также Видшн-пионерами, среди которых наиболее распространен иван-чай.