Площадь садоводств, заложенных на заболоченных местоположениях, а также на неосушенных и выработанных торфяниках, в настоящее время составляет около 46% от общей площади коллективных садов в регионе. До начала 1980-х гг., когда выделение земель под садовые участки жестко регламентировалось, она превышала 50%. Политика руководства города и области заключалась в том, чтобы силами садоводов окультурить наименее пригодные для какого-либо использования территории.
В «перестроечный» период контроль за выделением земель под новые садовые участки был ослаблен. В результате появились садоводства на местоположениях с высококачественными сосновыми и еловыми лесами, в водоохранных зонах озер и т. д. Особенно этот «беспредел» коснулся Карельского перешейка с его высоким рекреационным потенциалом. Садовые участки окружили, например, известнейшие места отдыха в районе платформы Яппиля — оз. Зеркальное. С конца 1980-х гг. общественность стала протестовать против многочисленных нарушений природоохранного законодательства при отведении земли под садоводства и дачи. Наибольший резонанс вызвали судебные процессы по поводу создания садоводств рядом с Линдуловской лиственничной рощей и в долине р. Смородинки. Эти процессы были выиграны «зеленым движением»; создание садоводства на Смородинке было прекращено.
После 1985 г. под садоводства стали выделять участки заброшенных сельскохозяйственных угодий и даже земли, высвободившиеся после ликвидации военных объектов.