Выше мы говорили в основном о карьерах — техногенных отрицательных формах рельефа. Обычно сопутствующие им техногенные положительные формы — отвалы — отличаются ббльшим сходством при разных видах добываемого сырья. Особенно характерна форма вала из снято-V и переотложенной вскрыши, окружающего борта карьеров прерывистым кольцом. В зависимости от мощности вскрышной породы, отвалы имеют ббльшую или меньшую высоту и крутизну склонов. Самые высокие отвалы образуются, если складируется не только вскрыша, но и некондиционная порода.
Отвалы в силу большего сходства менее специфичны, чем карьеры, и, как правило, у них есть аналоги в естественных ландшафтах: песчаные гряды и невысокие камы, моренные гряды, россыпи обломков кристаллических пород у подножий сельг и т. д. За счет вскрыши, включающей гумусовые горизонты снятой почвы, а также свойств добываемой породы, отвалы обладают более подходящим и богатым субстратом для растений, чем поверхности карьеров. Они быстрее зарастают, в том числе и из-за отсутствия частых воздействий после «разовой» отсыпки. Естественно, поверхности отвалов лучше поддаются рекультивации.
Все эти свойства способствуют более быстрой конвергенции отвалов с окружающими природными ландшафтами. Однако за счет обогащения почвогрунтов растительность отвалов по составу может существенно отличаться от «естественной»: здесь долгое время сохраняются сорные и заносные виды, под пологом выросших лесов—луговое и опушечное разнотравье. Различия усиливаются при посадке на отвалах видов деревьев и кустарников, не относящихся к местной флоре. В наибольшей степени это характерно для отвалов, окружающих карьеры по добыче карбонатного сырья и фосфоритов.